Девушки на картине молчат, околдованные тишиной

Девушки

Девушки на картине «Водоём» молчат, словно околдованные тишиной…

Девушки

Девушки на картине  Виктора Борисова-Мусатова «Водоём» молчат, словно околдованные тишиной. По зеркалу водоёма плывут прозрачные тени. В небе скользят очарованные облака. Вдоль берега, будто зелёное кружево, колышутся деревья…

   Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в парке имения Зубриловка, которое принадлежало княгине Прозоровой-Голицыной. Это был самый счастливый период в жизни художника. Критики заметили его творчество. Картины Борисова-Мусатова начали пользоваться пользовались успехом…

    Девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж, на долгие годы она станет его верной музой.  Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову, сидящую на берегу в синем платье, изобразил художник на полотне.

    Рядом с ней, в розовом платье его сестра,  тоже Елена, тёзка Александровой.

    Следует отметить, что Борисов-Мусатов не пытался написать их портреты. Он лишь постарался передать образы двух молодых девушек. И ему это с блеском удалось.

Современники были поражены

    Картина поразила современников своей новизной красок и поэтичностью. Большое внимание на картине уделено природе: спокойной и безмятежной.

    Его близкий друг Владимир Станюкович так писал о встрече с картиной:

   «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» — прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели — счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущённый».

Своеобразие композиции

    Несмотря на то что полотно было написано с натуры — существующего в действительности парка с водоёмом и реальных женщин,  — все усматривали в нём нечто не от мира сего.

    Загадочные полуреальность и вневременность картины стали самым поэтическим проявлением символистского видения мира грёз. Водоём, чьи очертания в действительности являлись идеальной окружностью, художник изображает в виде большого овала, выходящего своими краями за пределы холста. Мусатов очень любил эту геометрическую фигуру и довольно часто её использовал.

    На картине ей будто вторит меньшая по размеру юбка одной из героинь, уложенная красивым овалом. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению. Своеобразное построение композиции — исключение линии горизонта из картины — важный приём. Используя его, живописец сознательно сближает первый и второй планы, делая полотно более плоским.

Приём, свойственный хужожникам-символистам

   На картине получается, что героини, расположенные на первом плане, находятся ниже пруда. Водная гладь буквально нависает над ними.  Именно благодаря этому художественному приёму создаётся иллюзия настоящего зеркала, словно приподнятого и поставленного вертикально. У художника получилось из обычного пейзажа создать новую реальность. Кстати, это было очень свойственно художникам-символистам.

 Искусствоведы едины в своём мнении — творчество Виктора Борисова-Мусатова стоит особняком среди работ других художников конца XIX -XX столетия. Его произведения не описывают эпоху. Они больше рассказывают о жизни самого художника, порой полностью игнорируя бытие и исторические элементы. Многие работы полны меланхолии и тоски об ушедшем…

Откуда у художника появилась двойная фамилия

     Дедушка будущего художника Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью. Именно его имя впоследствии художник присоединит в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

  Итак, 2 (14 апреля) 1870 года в Саратове в семье бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию Эльпидифора и Евдокии Мусатовых родился сын. Его назвали Виктором.  Когда мальчику было три года, он, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая начал расти горб и проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

   Однако  беда не отняла у ребёнка любви к жизни и энергии. Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлёкся рисованием.

    В шесть лет начинает рисовать, а в одиннадцать становится учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.

Его первая картина хранится в Третьяковке

    Вскоре он определяется и начинает заниматься только одной живописью. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Картина«Окно», написанная им в те годы сохранилась до наших дней,  находится в Государственной Третьяковской Галерее.

    В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств. Там его  учителем становится Павел Чистяков.  Будущий мастер очень мечтает продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург и возвращается в Москву. А осенью 1895 года отправляется в Париж…

Париж оказал на него большое влияние

    Поездка в Париж оказала на художника огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Фернана Кормона и внимательно присматривался к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

    По возвращении  в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой». Именно там впервые впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого. Отчётливо выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

    Его сестра Елена вспоминала: «Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен», «Прогулка при закате», «Призраки», «Сон божества».

Идейный вождь символистов

    В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. В декабре 1904 года в семье родилась дочь Марианна . В этом же году художник с семьёй покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сходится с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы». Все они восприняли Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи.

    Многие молодые художники, такие как Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Николая Сапунов, Николай Уткин, Александр Матвеев и вовсе видели в нём своего идейного вождя. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Работы художника редко покупают, зато много критикуют

   Всё время Мусатов усердно работает. Он стремится в живописи передать безмолвное и при этом жаждет показать общениечеловеческих душ, котореы прислушиваются к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

    Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно. Поэтому своё мироощущение и особый строй образов художник раскрывает в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

    В год он создаёт по 6-9 законченных полотен. Но  картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, работы редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе…

   Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в двадцати музеях.

   Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга Александра Матвеева с изображением спящего мальчика.

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Известная и скандальная картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Наталья Швец

Репродукция картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоём»