Экспозиция «Десерт у князя Юсупова» дарит зрителям уникальный шанс

 

десерт-3Экспозиция «Десерт у князя Юсупова», открытая в мае в усадьбе Архангельское, дарит зрителям уникальный шанс увидеть произведения кондитерского искусства в стиле pièce montée (буквальный перевод с фр. – «собранный из частей») от эпохи Екатерины Великой до времени царя-освободителя Александра II, возможность познакомиться с мало известной гранью жизни дворянской усадьбы: приемом и угощением гостей. Особым образом продуманный и организованный, такой прием составлял одну из важнейших сторон жизни русского загородного поместья.Экспозиция «Десерт у княза Юсупова» установлена в парадной Большого дома в Архангельском. Накрытый в зале стол  сервирован для десерта в соответствии с этикетом первой трети XIX века. На столе десертный фарфоровый сервиз Юсуповых начала XIX столетия, сохранившийся в кладовых усадьбы. Для украшения центральной части стола воссоздан ансамбль «сюрту де табль» с зеркальным плато. На нем фарфоровые фигуры и светильник – жирандоль конца XVIII в. и, самое главное, – торты, яркие фруктовые десерты и украшения из сахарной пасты. Многосложная композиция оставляет яркое торжественное впечатление праздника жизни, который стремились создать владельцы усадьбы, принимая гостей.

В выставочной экспозиции использованы реконструкции разновременных десертов XVIII – XIX вв., демонстрирующие развитие уникального искусства и фантазии кондитеров. Так, грандиозный торт «Императорский» напоминает об эпохе императора Николая I. Он воссоздан по старинной гравюре с использованием аутентичной рецептуры. Это яркий образец кондитерского искусства первой половины XIX века. Подобные торты-гиганты (их высота иногда достигала от 1,5 до 2,5 – 3 м) кондитеры создавали для особо торжественных случаев: коронационных торжеств, приемов по случаю празднования дня тезоименитства или бракосочетания монарших особ, для важных дипломатических приемов. Десертные украшения «Ротонда» и «Беседка султана» выполнены в традициях сахарных филе XVIII века. Монохромное решение композиций ассоциируется с фарфором-бисквитом, из которого часто делали настольные украшения.

Десертный стол в Архангельском воссоздан по гравюрам 2-й половины XVIII – середины XIX вв. Алдисом Бричевсом, знатоком истории кондитерского искусства и умелым кондитером. Количество проектов, реализованных молодым, но уже опытным мастером по заказу различных музеев и других учреждений культуры, приближается к тридцати. Уникальность его изделий в том, что они воспроизведены по старинной технологии: вручную, без применения механизмов и форм для отливки, без механического замешивания и плавления. Это усиливает впечатление подлинности рукотворных шедевров, рождающихся из натуральных ингредиентов: сахарной пасты, нуги, марципана, пастилы и медовых сиропов. Разработал Алдис Бричевс и собственную систему консервации кондитерских изделий из натуральных продуктов, превращающую его десерты в безопасные музейные экспонаты с продолжительным сроком показа.

Десять великолепных произведений кондитерского искусства, созданных Алдисом Бричевсом для Музея-усадьбы «Архангельское», пробуждают своего рода «сладкие воспоминания» об уникальном времени взлета парадного десерта, об эпохе расцвета русской усадьбы в XIX веке, о владельцах и гостях знаменитой подмосковной, о столетнем пребывании вельможной семьи князей Юсуповых в их славном Архангельском.

источник информации — сайт музея-усадьбы Архангельское

Анна Довлатова