Федотов использовал манекен в работе над «Сватовством майора»

федотов

Федотов в работе над «Сватовством майора» использовал манекен

федотовДля создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер. Лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Для писания других персонажей, помимо натурщиков, использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами.

    Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора», известным также под названием «Женитьба майора» в 1848 году. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700 рублей ассигнациями, которые можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы.

    В поисках подходящего помещения Павел Андреевич обошёл не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил. Наконец, он случайно заглянул в один из трактиров и сразу понял — вот то, что так долго искал!

  Также много времени было потрачено на поиски колоритных персонажей. К слову, в работе над картиной Федотов помимо натурщиков использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая нужные позы.

   Как вспоминал скульптор Николай Рамазанов, друживший с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры». Так для невесты, к примеру, специально заказывали платье. Многие другие вещи, вплоть «до малейшей безделицы», были взяты напрокат или куплены художником.

Рацея Федотова

  В течение года работа на картиной была закончена. А осенью 1849 года полотно под названием «Поправка обстоятельств, или Сватовство» экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника — «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847).

  Как потом вспоминал Александр Бенуа, картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён «Помпеи». «Сватовство майора» положительно встретили как критики, так и публика. О ней писали в газетах, а журналисты указывали на браки по расчёту как на какое-то позорное явление своего времени.

  Сам же художник проснулся звездой. Время от времени он приезжал на выставку и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах:
«И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь!».

Получил меньше, чем ожидал

  Однако заработать на своей знаменитой картине Федотову не удалось. Общественный деятель, известный коллекционер и благотворитель Фёдор Прянишников в начале вроде бы предложил ему за «Сватовство» две тысячи рублей. Однако, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил, что сможет заплатить только половину.

  В ту пору Федотов сильно нуждался и вынужден был согласится на все условия, лишь бы получить деньги. Так «Сватовство майора» под названием «Приезд жениха» в 1853 году попало в собрание Прянишникова в Санкт-Петербурге.

 После его смерти картину передали в Московский Румянцевский музей. А по расформировании Румянцевского музея, которое произошло в 1925 году, полотно оказалось в Государственной Третьяковской галерее.

  Интересный факт. В 1850—1852 годах Федотов написал повторение картины «Сватовство майора» под названием «Смотрины в купеческом доме». И хотя сюжет и расположение персонажей автор сохранил, новый вариант заметно отличался от прежнего.

   До 1870 года картина находилась в собрании московского мецената Василия Кокорева, а затем — в Царскосельском Александровском дворце. В 1897-м была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей — авт.).

Неравные браки

   Итак, к середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками. Такие браки по расчёту часто описывались и в русской литературе 1830-х и 1840-х годов.

 Ясное дело, подобные союзы были выгодны для обеих сторон. Жених получал богатое приданое, а купец — родство с дворянином, что позволяло подняться вверх по сословной лестнице.

  Есть даже легенда, как однажды к Федотову приехал отставной майор и со слезами на глазах благодарил художника. По его словам, Павел Андреевич правдиво передал его собственную жизненную историю. При этом всё время повторял — он очень счастливо прожил в браке!…

Взгляд со стороны

 Интерьер богатого купеческого дома, изображённый на картине, смотрится словно декорация на сцене. Мастер, который как известно, просто обожал выписывать детали, построил композицию так, что мы словно наблюдаем за всем со стороны, из глубины зрительного зала.

  О набожности хозяев говорят лежащие на столике Псалтырь и Библия и стоящие на полочке иконы с лампадами. Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами.

   На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле — поднос с бутылкой шампанского и бокалами. На стенах висят картины…

Типичный Казанова

  У дверного проёма стоит майор, типичный Казанова. Офицер явился в мундире с эполетами, с саблей и треуголкой. Его привела немолодая, имеющая опыт в подобных делах сваха, которая заранее провела переговоры с родителями невесты.

 Считается, что образ майора дался художнику относительно легко, ведь он имел возможность наблюдать за офицерами во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндского полка.

   Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер. Лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты».

   Это первый визит жениха в богатый купеческий дом. И хотя его ждали, о чём красноречиво свидетельствуют стол с закусками, накрытый дорогой скатертью с шитьём по краям, и пышный, почти невесомый наряд невесты, тем не менее в доме царит переполох — последние приготовления к важной встрече.

Кокетливая невеста

  Даже при беглом взгляде на полотно, становится ясно, что невеста кокетничает и разыгрывает желание скрыться. Более того, её внешний вид красноречиво свидетельствует о тщательной подготовке к встрече с кавалером.

  Ярко выписана мать, удерживающая дочь от побега. Кстати, лицо у неё настолько властное, что сразу понятно, кто в семье главный. А вот отец выглядит скромно. Он стоит позади жены и пытается застегнуть чересчур нарядное и не совсем удобное одеяние.

Лёгкий сарказм и ирония

  Знаменитая картина выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Художник изобразил глухую старуху-приживалку, которая о чём-то спрашивает помощника купца, и повариху. Не сомнений, без этих героев картина, жанр которой можно отнести к иронической комедии, потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.

  Надо сказать, что федотовское «Сватовство майора», как впрочем и все другие его работы, пронизаны лёгким сарказмом и иронией. Именно это заставляло публику покатываться от хохота, а затем насторожило цензуру.

   В результате, к 37 годам у первого из русских критических реалистов Павла Федотова не было ничего. Ни денег, ни почитателей, ни состояния. В одночасье он остался без заказов и покровителей, с большой семьёй на попечении. Естественно, Федотов не выдержал — нервы сдали и художник скончался в психиатрической клинике.

Наталья Швец
Репродукция картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Портрет Фёдора Шаляпина в роли Олоферна считается одной из лучших работ кисти Александра Головина»