«Отдых после боя» или о духовном единстве народа

отдых после боя
Репродукция картины Юрия Непринцева «Отдых после боя».

Идея духовного единства народа в годы военных испытаний в картине «Отдых после боя» передана художником Юрием Непринцевым очень талантливо. В 1952 году работа была удостоена Сталинской премии первой степени.

  Известно, что замысел картины Юрию Непринцеву, который сам был участником Великой Отечественной войны, подсказали личные наблюдения, а также знаменитая поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин».

  Над картиной он работал с 1949 по 1951 годы. Труд не прошёл даром — показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве картина сразу получила высокую оценку как у зрителей, так и у специалистов.

    А вскоре она и вовсе разошлась миллионами репродукций по всей стране и стала одним из самых известных и любимых произведений советского изобразительного искусства.

Интересный факт

  Интересный факт: оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю Китайской народной республики Мао Цзэдуну. И в 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Картина вошла в «золотой фонд» отечественной живописи как одно из лучших воплощений образа советского человека, а для самого Непринцева стала вершиной творчества…

  В будущем художник напишет ещё немало живописных работ, много сделает в графике, в том числе и на темы Великой Отечественной войны, но эта считается лучшей.

Знакомство с «Василием Тёркиным»

   Как потом рассказывал сам мастер, впервые с поэмой Александра Твардовского «Василий Тёркин» он познакомился зимой 1942 года в прифронтовой землянке. В мерцающем свете самодельного светильника один из бойцов читал эту поэму вслух. Юрий Непринцев видел как светлели сосредоточенные лица солдат и как они, забыв об усталости, начинали смеяться.

    Желая понять, в чём заключается сила воздействия произведения, художник несколько раз перечитал «Василия Тёркина». Сомнений не было — в образе своего героя Александр Твардовский постарался выразить всё лучшее, что всегда было присуще советским людям. Его Василий Тёркин весельчак, балагур, умеет в трудную минуту поднять настроение друзей и подбодрить их. В бою солдат находчив и мужественен. К слову, Непринцеву и самому довольно часто приходилось встречаться с подобными людьми на фронтовых дорогах…

  «Он жил в моём сознании, — писал впоследствии художник, — накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины». Но замысел картины родился не сразу…

Сюжет

   «Мне хотелось, — писал художник, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха».

  Изначально на полотне «Отдых после боя» была изображена группа бойцов. В короткий перерыв между боями они расположились на заснеженной поляне и слушают весёлого рассказчика. Группа располагается полукругом, развернутым на зрителя, и состоит всего из 12—13 человек. Фигура Тёркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Но в итоге художник увидел, что группа смотрится как бы случайно и не создаёт впечатления сильного, дружного коллектива людей.

  Поэтому Непринцев увеличил количество бойцов и зритель тут же перестал быть только свидетелем этой сцены. Он как бы стал её участником.

  Затем Непринцев отказался от солнечного освещения и нарисовал мягкий рассеянный свет зимнего дня, который дал возможность полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.

Фигуры бойцов

   Юрий Непринцев много работал над фигурами бойцов, их позами. К примеру, фигура усатого старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах сменил девушку-санитарку, перевязывающую бойца.

  «Хотелось, — писал Непринцев, — чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».

  Надо сказать, что в работе ему очень помогли собственные впечатления, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. «В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины — это русский народ», скажет он несколько позже.

Биография героев

  Интересный момент: для каждого персонажа картины «Отдых после боя»  Непринцев придумал биографию.

  Например, бойца, сидящего справа от Тёркина, художник представлял как парня, который пришёл в армию из колхоза. Он, как говорится, необстрелянный, и ему очень страшно. Но сейчас, слушая Василия Тёркина, он обо всём позабыл.

   За Тёркиным можно увидеть молодого красивого парня в ухарски сдвинутой набекрень шапке. По мнению художника, этот герой сам мог бы многое поведать. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек.

  Точно также Непринцев мог рассказать об усатом старшине, который хохочет во все горло, о пожилом солдате с котелком и обо всех других персонажах…

Образ Василия Тёркина

   Естественно, самым сложным было найти модель для Василися Тёркина. Мастеру очень хотелось, чтобы Тёркина узнавали сразу, без подписи.

     Тёркин — кто же он такой?
     Скажем откровенно:
    Просто парень сам собой
    Он обыкновенный.
    Впрочем парень хоть куда.
     В каждой роте есть всегда,
     Да и в каждом взводе.

     Поначалу  художник изображал Тёркина  солдатом с добродушным лукавым лицом. Затем художник нарисовал его серьёзным и уравновешенным… Сохранилось огромное количество рисунков, пока наконец, был найден наиболее удачный, тот, который мы сегодня можем видеть в Третьяковской галерее.

О художнике

  Юрий Непринцев родился 2 (15) августа 1909 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье архитектора Михаила Непринцева.

  В детстве увлекался рисованием, что впоследствии и привело его в студию художника Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии.

  В 1926 году он приехал в Ленинград и начал заниматься в студии академика Василия Савинского, укрепившись в желании стать художником.

  В 1938-м Непринцев уже окончил институт, отучившись в мастерской Исаака Бродского. Его дипломная работа — картина «А. Пушкин в селе Михайловском», стала первым серьёзным произведением. К сожалению, это полотно не сохранилось. Оно погибло в годы Великой Отечественной войны при разгроме фашистами музея в Михайловском…

  В первые дни войны Юрий Михайлович Непринцев вместе с архитектором Михаилом Бенуа участвует в маскировке одного из заводов Ленинграда. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. служит командиром взвода морской пехоты, охранявшим дивизион дальнобойной артиллерии.

   Во время войны художник не создавал картин и графических работ, посвящённых боевым действиям и блокаде Ленинграда. Его больше интересовали люди…

Жизнь после войны

 В послевоенные годы Юрий Непринцев написал ряд картин, посвящённых героической борьбе советского народа против фашистской Германии: «Последняя граната» (1948), «Лиза Чайкина» (1949), «Отдых после боя» (1951), «Рассказ об отце» (1955).

  Много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (1948), иллюстрации к роману Виктора Гюго «Труженики моря» (1950), «Морским рассказам» Константина Станюковича (1951) и другие.

   С 1948 по 1996 гг. Юрий Непринцев преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в качестве профессора (1954), руководителя персональной мастерской. Член-корреспондент АХ СССР. Действительный член АХ СССР с 1970 г.

  Скончался 20 октября 1996 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

 Произведения Юрия Михайловича Непринцева находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и других стран.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Прощание славянки». Творчество Константина Васильева вызывает много споров»