Идея картины родилась во время поездки в Грецию

Идея картины «Похищение Европы» у Валентина Серова родилась во время поездки в Грецию

ИдеяИдея написать «Похищение Европы» пришла Валентину Серову во время поездки в Грецию. Художник посетил остров Крит, где изучал найденные археологами развалины Кносского дворца. В ходе изучения критской культуры художник  заинтересовался её необычайной мифологией и эпосом.

  Имеются свидетельства о том, что Серов предпринимал эту поездку, желая изучить критские фрески. Полученные знания пригодились ему во время работы над росписями Музея изящных искусств в Москве.

Несколько вариантов

  Картина «Похищение Европы» была написана в 1910 году и известна зрителям в нескольких вариантах. По некоторым свидетельствам было создано шесть работ на одну тему. Помимо известного всем полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи, которое скорее напоминает декоративное панно, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера.

  Один хранится в Третьяковке, другой — в Государственном Русском музее. Ещё один наиболее завершённый вариант композиции Серова до 1996 года находился у наследников художника. Затем некоторое время по соглашению между музеем и наследниками его отправили на временное хранение в ГТГ. В 1999 году картину продали в частное собрание.

Сюжет из античной истории

   Сюжет картины был взят Валентином Серовым из древнегреческой мифологии. Согласно легенде, грозный громовержец Зевс увидел дочь финикийского царя Агенора Европу и воспылал к ней пламенной любовью. Но как ему соблазнить девушку, ведь все знают ревнивый нрав его супруги Геры?

  Тогда Зевс идёт на хитрость и принимает облик прекрасного быка с золотой шерстью, золотыми рогами, изогнутыми, как месяц, и серебряным пятном на лбу. Во время прогулки девушки с подругами по берегу моря, небожитель обманом заставляет красавицу сесть к нему на спину и уплывает с ней на остров Крит.

  В результате, обычная смертная становится женой верховного бога Олимпа, и у них рождается три могучих и мудрых сына Минос, Радаманф и Сарпедон.

  Несколько лет Европа жила окруженная любовь и вниманием могучего бога. Но Зевсу надоела дочь финикийского царя и он сосватал её царю Крита Астериону. Надо отдать должное Громовержцу. За своей возлюбленной он дал щедрое приданное. Монарх не имел своих детей и передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.

История Европы увлекла многих

  Нет ничего удивительного в том, что эта увлекательная история заинтересовала многих художников. Свои версии похищения Европы изображали Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан… В этом списке оказался и Валентин Серов, написавший свою версию на красивый античный сюжет.

  Это полотно сильно отличается от всех картин, написанных в привычном академическом стиле. Работа Серова аутентичная и новаторская и в то же время, по всей видимости из-за использования сочетаний чёрного, синего и коричневого тонов, напоминает древние греческие фрески.

Другая Европа

    На картине почти нет второстепенных деталей. Главный центральный персонаж — мощный бык, на спине которого сидит Европа. Девушка несколько равнодушно взирает на море. Даже резвящиеся вокруг дельфины не выводят её из этого спокойного состояния. Впрочем, возможно, это такая своеобразная реакция на похищение. Тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом.

  Следует отметить, Европа совершенно не похожа на античных девушек. У неё обычное телосложение и немного смуглая кожа. Словом, она другая…

Композиция картины

  Композиция полотна «Похищение Европы» строится по диагонали. Это создаёт эффект напряжённого движения и устремлённости ввысь. Силуэты всех действующих лиц – девушки, Зевса, дельфина немного вытянуты, а линия горизонта находится высоко.  Довольно много пространства занимает изображение грозного и бушующего моря.

  Естественно, зрители дают разные оценки этой картине. Кто остаётся в восторге, кто откровенно недоумевает. Например, я была очень разочарована, когда впервые увидела картину и, каюсь, не поверила, что её писал Серов. Ведь этот гений прежде всего ассоциируется с «Девочкой с персиками» и «Портретом Микки Морозова». И вдруг на тебе — «Похищение Европы», написанная в совершенно не присущем для художника стиле.

   Гораздо позже поняла — «Европа» шедевральна и достойна места в Третьяковской галерее. К слову, эта картина стала одной из последних работ Серова и её знают все любители живописи не только в России, но и далеко за её пределами.

Смерть художника восприняли трагично

   Знатные люди России мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались. Живописец слыл отличным физиономистом, который видел человека насквозь. Но тем не менее многие знатные фамилии, в том числе и императорская, спешили сделать ему заказ. Однако жил он не богато — приходилось содержать семью и шестерых детей. Так что работать художнику приходилось много. Не удивительно, что здоровье постепенно сдавало.

   Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно.  Его смерть в обществе восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого.

   «Бывают смерти, в которые не веришь, — писал Николай Рерих, — целый день требовали опровержений. Не хотели признать ужасного и непоправимого…»

   Друзья на руках внесли гроб в Третьяковскую галерею, где была отслужена лития. Серова оплакали как художника, друга и человека. Похоронен он был на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесли на Новодевичье кладбище.

Наталья Швец
Репродукция картины Валентина Серова «Похищение Европы»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — ««Вратарь» Сергея Григорьева случайно попал на выставку»