Интерьер в графике ХХ века можно увидеть в Третьяковке

 

interer4Интерьер в графике ХХ века в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» можно увидеть на Крымском валу в залах 21-22 галереи.

Третьяковская галерея предлагает взглянуть на период отечественной истории от революции 1917 года до 1980-х годов глазами мастеров графики XX века. Представленные на выставке работы, всего здесь выставлено 73 произведения, объединены темой интерьера. Выставка откроется 16 сентября.
Проблема «квартирного вопроса» была описана Булгаковым еще в первой половине XX века, но со временем не потеряла своей остроты. Конфискации и уплотнение квартир, идеи «нового быта», создание общежитий и раздача государственных квартир за заслуги, программа решения жилищного вопроса во время оттепели приводили к серьезному переосмыслению понятий «домашний уют», «быт», «личное пространство».  Некоторые работы прошли реставрацию, другие никогда до этого не входили в состав сменных экспозиций. Выставочное пространство разделено на два зала. В первом посетители увидят среду, в которой протекала жизнь людей довоенной России, во втором они перенесутся в послевоенную эпоху. Интерьерные изображения позволят зрителю почувствовать те изменения, которые на протяжении ХХ века претерпело общественное сознание как в его восприятии быта в целом, так и в отношении к личному пространству человека в частности.
В экспозиции выделены тематические блоки, охватывающие определенные временные отрезки. Так, период с 1917-го по 1920-е годы — наиболее тревожный период разрушения старых идей — представлен затемненными пространствами Г.С.Верейского, окутанными сумеречной дымкой интерьерами Н.Н.Купреянова. В эпоху 1920–1930-х им на смену приходят образы «нового быта».
А.А.Дейнека и В.И.Люшин изображали «стерильные» интерьеры, в которые помещали как положительных, так и отрицательных персонажей. В годы Великой Отечественной войны главными героями стали самые обычные предметы — символы мирной жизни, с помощью которых художники смогли выразить надежду на окончание войны и на возвращение к стабильной жизни.В более поздних произведениях ощущаются тепло и уют первых собственных квартир. Начиная с эпохи оттепели в работах появляется гораздо больше свободы и ярких красок. Десятилетием позже станет слышен и голос «маленького человека» с его личными переживаниями. Так, в работах В.Е.Попкова звучит грусть по уходящим деревням: много путешествовавший художник не мог не видеть, как вместе с молодыми людьми из деревни уезжает и ее будущее. Спокойные интерьеры Т.В.Шишмарёвой залиты светом. Резким контрастом к ним смотрятся работы К.С.Мамонова. Кажется, что художник выплескивал всю накопившуюся за долгие годы боль в будто «взбесившееся» пространство своих интерьеров.
Выставка адресована внимательному, вдумчивому зрителю: графика всегда очень камерна, даже интимна. Вместе с личной проблематикой сюжета, она обеспечивает максимальное погружение в чувства художников, заставляя сопереживать им.

Ксения Чупкина.

Фото — сайт Третьяковской галереи