Испытание временем прошла картина «Делегатка»

испытание
Фрагмент картины Георгия Ряжского «Делегатка». 1927 г.

Испытание временем прошла картина Георгия Ряжского «Делегатка», оставаясь среди самых узнаваемых, не взирая на годы, застой, перестройку и прочее-прочее. Это полотно прочно вошло в историю искусства и занимает достойное место в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.


 Картина «Делегатка» была написана художником в 1927 году. В принципе, если говорить по крупному счёту, ничего особенного мастер не изобразил. Сюжет более, чем простой. С полотна на нас с чувством собственного достоинства смотрит независимая девушка, одетая по моде того времени.. На ней простая белая блузка с синим бантом у ворота. Вырез блузки открывает сильную шею. Коротко остриженные волосы, выбивающиеся из-под красной косынки, свидетельствуют о жизненных приоритетах девушки. Ей некогда тратить время на замысловатые прически, она вся в делах…

   К слову, если обратиться к фотографиям, сделанным в 20-30-х годах, молодые женщины именно так и выглядели. А красная косынка на голове являлась непременным элементом гардероба молодых активисток. Так что Георгий Ряжский просто воплотил этот образ в живописи, исполнив желание наркома просвещения Анатолия Луначарского. Он написал в 1925 году: «Почему надо брать случайные портреты, а не отыскать, например, типической старухи-работницы, героини труда или бравого красноармейца, или какого-нибудь инородца, зажигающего впервые огонь цивилизации, а вместе с тем и коммунизма где-нибудь среди киргизов».

Ученик Ряжский

  Георгий, или Юрий, Ряжский родился в 1895 году в подмосковном селе Игнатьево в простой крестьянской семье. Задумав стать художником, поначалу он учился на курсах у Николая Комаровского, о котором Валентин Серов снисходительно отозвался: «любитель, но не пошлый». Однако, педагогом он всё же был неплохим и его курсы уважительно называли «народной академией художеств». От него Ряжский перешёл к Михаилу Леблану. Тот был учеником не только Валентина Серова и Константина Коровина, но и Анри Матисса.

   Однако обучение прерывает  серьезное испытание — Первая мировая война. Георгия Ряжского призывают в действующую армию и он несколько лет проводит на фронте. Только в 1917 году, уже после Великой Октябрьской революции, он возвращается в Москву и продолжает учёбу у скульптура Анны Голубкиной.

 В 1918 году Ряжский вновь меняет мастера, поступив в ученики к Казимиру Малевичу во ВХУТЕМАС. Именно отсюда снова отправляется на фронт — на этот раз Гражданской войны — в политотдел армии Михаила Фрунзе…

«НОЖ»

 Если рассматривать автопортреты, а Ряжский любил себя рисовать, складывается впечатление, что он волевой и красивый человек.

 В 1919 году Георгий попадает в Самару, которую только что освободили от чехов и армии Комуча. Именно здесь он встречается с художником Самуилом Адливанкиным и создаёт группировку «НОЖ» — «Новое общество живописцев». Их многое объединяет. Они оба молоды, талантливы, увлекаются авангардом. Адливанкин — ученик Владимира Татлина, а Ряжский — Голубкиной и Малевича. Так что неудивительно, что у них нашлись единомышленники — художники Александр Глускер и Михаил Перуцкий. Впрочем, авангард был на тот момент официальным стилем новой власти. Нарком просвещения Луначарский лично курировал этот вопрос.

 Обществу живописцев поручают создавать авангардные конструкции для первых советских праздников. К примеру, они украшают город, где недавно пышно отмечали 300-летие дома Романовых. Только теперь тематика плакатов посвящена третьей годовщине советской власти. Или подготовить для Дома печати тематические росписи про революцию 1905 года и Парижскую Коммуну.

Скандал

   В 1921 году Ряжский вместе с друзьями покидает Самару. Причина — на Волге начинается голод. В Москве они проводят единственную выставку объединения, которая должна была открыться 19 ноября в Центральном доме работников просвещения в Леонтьевском переулке, но тут случился скандал.

 Президиум работников просвещения осмотрел выставку до открытия и возмутился. В итоге экспозицию запретили демонстрировать из-за «контрреволюционного содержания и сатиры на революцию… считая содержание этих картин могущим оказать вредное влияние на психику масс».

  Однако художники, не взирая на обрушившееся испытание, не сдались. 22 ноября по их требованию собирается специальная комиссия, которая после долгих обсуждений приходит к выводу: никакой контрреволюции в творчестве «НОЖа» нет. Однако президиум Наркомпроса не успокаивается и требует собрать комиссию из партработников. Тогда художники пишут письмо Луначарскому. Он приходит и даже пишет отзыв в газету «Известия» и выставку всё-таки открывают. Но реакция на «НОЖ» остаётся негативной. И общество, которое планировало везти выставку в Петроград, очень быстро распадается.

 А сам Ряжский навсегда расстается с авангардом и становится художником социалистического реализма.

Женские портреты

  В середине 20-х годов Георгий Ряжский, который к тому времени становится членом Ассоциации художников революционной России, наконец, определяется со своим стилем и начинает писать женские портреты в присущей только ему манере. Они смотрятся нарисованными наспех, что впрочем, очень созвучно эпохе. Его коллега по творческому цеху Абрам Архипов с завистью пишет о том, что портреты Ряжского «хоть и небрежные, но современные».

  Одной из его первых работ стала «Рабфаковка», написанная в 1926 году. Потом женщины «пошли потоком: «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928), «Колхозница-бригадир» (1932).

   Работы Ряжского получили признание не только в Советском Союзе. Их можно было увидеть в советском павильоне на венецианском биеннале. За «Делегатку» и «Председательницу» в 1938 году он и вовсе получает Большую золотую медаль в Париже. Именно советские женщины, портреты которых прошли все испытания, сделали его академиком и знаменитостью.

Загадка Ряжского

  Георгий Георгиевич Ряжский в СССР был признан живым классиком. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1949). Он был профессором и много лет преподавал. Официально считается, что его жизнь в искусстве состоялась.

 Искусствоведы называют классиком советского социалистического реализма, и мы видим на его полотнах целую эпоху. Ибо Ряжский сумел найти для своей галереи портретов типичных для того времени женщин-работниц, женщин-общественниц, рождённых Великой Октябрьской революцией и научившихся управлять государством, строящих социалистическое общество.

 К сожалению, модели остались неизвестными. Никто не знает чем они занимались и какое испытание выпало на их долю… Совершенно очевидно, что рисовал художник с реальных людей и при желании мог бы подписать их имена, но по какой-то причине не стал этого делать. Впрочем, какая теперь разница? Для нас, потомком, имеет значение тот факт, что художник оставил этих героинь такими, какими они тогда были: строгими и сосредоточенными, волевыми и целеустремленными, простыми и возвышенно романтическими, не знающими усталости и отдыха в борьбе за светлое будущее.

 Помните фильм «Если завтра была война» Юрия Кары? Девочку Искру, её маму, убеждённого партработника? Вот именно таких пламенных героинь и изображал Ряжский… Мы смотрим и благодарим художника — он сумел сохранить для нас образ женщины на заре советской власти.

 Для информации. Произведения художника Георгия Ряжского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ростовском музее изобразительных искусств, Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и других собраниях.

испытание
Делегатка
испытание
Автопортрет
испытание
За книгой
Подруги
Портрет работницы печатного цеха
Председательница

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Сюжет из Евангелия Поленов взял за основу для картины «Христос и грешница»»