Итальянский быт вдохновил художника

Итальянский быт вдохновил художника на написание картины «Октябрьский праздник в Италии»

Итальянский быт

Пимен Орлов с детства любил рисовать. Однако родители, а будущий художник родился в семье мельника, не разделяли его интересов. Поэтому мальчик ушёл из дома и поступил учиться к странствующему маляру. Они вместе ходили по деревням, предлагали свои услуги по росписи домов, храмов.

     Постепенно рука у начинающего художника становилась твёрже, а его навыки и техника совершенствовались. На работы стали  обращать внимание. А вскоре Орлов и вовсе стал получать заказы на написание икон в местных церквах и портретов богатых помещиков.  В результате, судьба свела Пимена с местным предводителем дворянства Гладким. Тот сразу разглядел в юном живописце талант и решил отправить парнишку учиться в Санкт-Петербургскую Академию Художеств.

    Естественно, Орлову понадобилось много усилий, чтобы туда поступить. Однако вскоре труды всё же увенчались успехом. Его мечта сбывается и он становится учеником Академии. А его учителем значится непревзойденный Карл Брюллов!

Художник увлёкся итальянскими красотами

    Надо сказать, что тогда многие мастера подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, и вовсе старался рисовать портреты так, как его учитель. Юноше родные не помогали и он был вынужден зарабатывать на жизнь собственным творчеством. Поэтому портреты, написанные Пименом Орловым в стиле своего знаменитого учителя, позволили ему иметь достаточно средств к существованию.

    Из картин студенческой поры искусствоведы наиболее удачными считают портреты княгини Олениной и полковника князя Голицына. Именно за эту работу, а также за портреты  госпожи Тимофеевой и девицы Эссен молодому живописцу присуждают серебряную медаль 2-й степени и дают звание свободного художника.

    Это был несомненный успех. Благодаря этому, чуть позже, в 1841 году, при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств Василия Григоровича, Орлов получает возможность отправиться учиться живописи в Италию.

    В красоты этой страны Пимен Орлов влюбляется решительно и бесповоротно, а его увлечение жанром исторической живописи подталкивает к решению навсегда остаться в этой дивной стране.

Орлову была назначена пенсия в триста рублей

    Жизнь, что говорится, удалась. Пимен Никитич живёт  и рисует в Риме. Он безумно счастлив. Довольно быстро ему удается завоевать известность своими картинами. Ценителям живописи нравится, что все его картины выполняются в традиционном итальянском варианте бытового классицизма, которому присуща преувеличенная красота в изображении персонажей и обстановки. Самое удивительное, что его работами одинаково восторгались как русская, так и итальянская публика.

   У Орлова нет проблем с заказами. Его постоянными клиентами становятся местные жители. Нельзя сказать, что он живет богато, но средств хватает. В 1848 году он отправляет в Санкт-Петербург картину «Девушка, моющая белье» и император Николай I, правда лишь благодаря ходатайству Академии, обращает на неё внимание. В результате художнику назначают годовую пенсию в 300 руб.

    Через год всем пенсионерам Академии, и Орлову, в том числе, приказывают вернуться на родину. Однако он сумел уговорить руководство оставить его в Италии. Одной из причин, по которой в Академии согласились с его доводами, стала болезнь глаз, на которую он ссылался в своих письмах. Кроме того,  художник уверял — у него имеется необходимость закончить уже начатые работы. Первой в списке значилась картина «Октябрьский праздник в Италии».

 Самая известная работа художника

     Картина «Октябрьский праздник в Италии», которую Орлов написал по заказу графа Владимира Апраксина, считается самой лучшей и известной работой художника. В январе 1847 года вельможа посетил мастерскую художника, сделал заказ и заплатил задаток в размере 1000 рублей ассигнациями.  Орлов с восторгом принялся за написание полотна.

А через два года он напишет:  «Картину мою невозможно писать иначе как в Риме, потому что она взята из быта его жителей и по причине множества местных деталей, входящих в нее, которых невозможно иметь у нас».

   Результат првзошел все ожидания. Работа и верно смотрится великолепно! Как сейчас помню её копию, что висела над кроватью моей бабушки, большой эстетки и любительницы красивого. Бабуля свою любовь к полотну объясняла просто: уж больно все реально смотрится! Посмотри, как играет свет, как всё мягко выписано!.. Что верно-то верно. Этой картиной ученик где-то даже превзошел своего учителя.

Картина имела успех

     Само название полотна красноречиво свидетельствует о том, что действие происходит в Италии. В пользу этого также говорят виднеющиеся контуры Рима. Сверху спадают гроздья винограда. Эти ягоды всегда особенно хорошо удавались Орлову при написании. Одна из героинь, изображённых на полотне, танцует и бьет в бубен. Ещё двое, по всей видимости, влюбленная парочка, пьёт вино, нежно поглядывая друг на друга.

      Надо отдать должное мастерству художника. Лёгкость, беспечность, изящество чувствуется в каждой позе, каждом движении и складке на платье. Неудивительно, что едва она была выставлена в Риме сначала в мастерской, а затем на Народной площади, на неё сразу же обратили внимание. Она имела успех и получила положительные отзывы в итальянской прессе. С картины были сделаны дагерротипы.

    Затем работу показали императору  Николаю I и президенту Императорской Академии Художеств великой княгине Марии Николаевне. Однако они не стали приобретать её  в царские собрания не последовало. Видимо, что-то в ней не понравилось высоким особам. Зато простой люд от нее находился в восторге. Потом её приобрёл благотворитель и меценат Фёдор Прянишников… В результате она оказалась в Третьяковской галерее

Критики тепло отзывались о его творчества

     Орлов так и не вернулся на родину. После своего триумфа он останется в Италии ещё на 16 лет. За это время напишет множество мастерски дивных картин: «Октябрь месяц в Риме» (в двух редакциях: «Итальянское Утро» и «Сцена из римского карнавала»); «Девушка, прогуливающаяся по Porte d’Anzio»; «Обет Мадонне», «Возвращение с жнитвы» и «Ave Maria», портреты великой княгини Ольги Николаевны, госпожи Третьяковой и др.

    Большинство своих полотен Орлов выставлял в Риме, а часть отсылал в Россию. Местные критики очень тепло отзывались о его творчестве и на основании их отзывов, а также отзывов отечественных искусствоведов, в 1857 году получил звание академика портретной живописи.

    Орлов умер в Риме 24 сентября (6 октября) 1865 года. Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесен в общую могилу у Аврелиевой стены; № 131.

Картины Орлова представлены во многих музеях

     Большинство произведений Пимена Никитича осталось в Италии и находится в частных собраниях западноевропейских коллекционеров. Однако они пользовались спросоми и в России. Картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены императором Николаем I. «Раскаяние бандита» приобрел для своей коллекции собиратель Шулепников.

    В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и другие.

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «На первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств была показана эта картина Алексея Венецианова»

Наталья Швец

Репродукция картины Пимена Орлова «Октябрьский праздник в Италии»