Левитановские натюрморты не имеют себе равных

левитановские натюрморты
Репродукция натюрморта Исаака Левитана "Лесные фиалки и незабудки".

Левитановские натюрморты, и в первую очередь его знаменитые «Лесные фиалки и незабудки», написанные в 1889 году, не имеют себе равных в русской живописи XIX века. Исаак Левитан любил изображать лесные и полевые цветы.

   Следует отметить, что в творчестве Исаака Левитана натюрмортные работы занимают небольшое место. Их всего около тридцати, но они очень интересны. Все они выполнены свежо, реалистично, в старых традициях живописи…

   Один из его друзей рассказывал, что однажды жарким летним утром художник вернулся без написанного этюда, но зато с букетом одуванчиков в руках. Их разлетающиеся лепесточки почти опали, из жёлтых головок часть закрылась… Но Левитан был счастлив и бережно нёс их, в прямом смысле слова боясь дышать, дабы не сдуть оставшийся лёгкий пушок.

    В итоге из под его кисти вышел необыкновенно нежный натюрморт «Одуванчики» — букет в простом глиняном горшке. Он очень точно передал этот незатейливый полевой цветок и его хрупкость. Также точно он написал и васильки. Кажется, что эти тёмно-голубые, почти синие цветы занимают всё пространство. А белая сирень! От картины веет её ароматом…

    Точно такой же терпкий запах доносится и от картины «Лесные фиалки и незабудки», который он написал в Плёсе… Сейчас работа хранится в Третьяковской галерее.

   Левитановские натюрморты настолько прелестны, что сердце щемит от нежности, когда смотришь на эти полотна.

Скромные букеты

    Его скромные букеты полевых цветов выписаны с удивительной нежностью и теплотой. «Лесные фиалки и незабудки» поражают своей первозданной красотой.

   Художник сумел с нежностью передать хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок, которые гармонично сочетаются с деревенским гленчиком.

    Также нежно выписаны «Васильки» и «Белая сирень». Все эти работы Левитана сделаны достаточно традиционно. Букеты изображены на нейтральном фоне и изолированы от окружающего пространства. Глядя на них сразу становится понятно — Левитан старался максимально точно передать прелесть выбранной натуры….

    Левитановские натюрморты… Ну как тут не вспомнить стихи Эллы Гоник, словно специально к ним написанные!

   Как прост и скромен маленький букет,
   Но сколько в нём очарованья,
   Ведь он же — леса трепетный привет
   И радостного с ним свиданья.

   Как нежны брызги милой синевы
   В сиянье незабудок свежих,
   И кажется букет таким живым,
   Пленяя красотой небрежной…

Чтобы пахло цветами…

    Вот как вспоминает свои уроки у великого мастера его ученик Борис Липкин. «В мастерской Левитана мы после леса писали цветы. Наша мастерская превращалась не то в оранжерею, не то в цветочный магазин. Каждая новая постановка была неожиданной: то это были папоротники, то серебристые листья бегонии, то роскошные азалии, белые с розовым, от которых не хотелось отвести глаз — так они были прекрасны…»

    По словам Бориса Липкина, Левитан ставил цветы обычно совсем просто, прямо в горшках, как они стояли в оранжереях или магазинах. Их обилие и простота придавали постановке особую живую прелесть.

     «После специально картинно поставленных натурщиков в классах, продолжает он, эта свобода нами особенно чувствовалась и ценилась. На яркой окраске цветов, более яркой, чем чистая краска, мы учились превращать серую краску в живописный образ цветка. Левитан часто спрашивал: а из чего сделаны ваши цветы, что это — бумага, тряпки? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету, надо чтобы от них пахло не краской, а цветами…»

Благодаря природе

  Все, кто так или иначе знаком с творчеством Левитана, не сомневаются — он умел разговаривать с природой на одном языке. Рассказывают, что когда он умирал в природе начало творится что-то необычайное.

    Она словно устроила пышное прощание со своим певцом. В саду второй раз расцвела сирень и, глядя на её гроздья, художник задумчиво произнес: «Я много выстрадал, многое постиг и многому научился во многом благодаря природе…» .

левитановские натюрморты

левитановские натюрморты

левитановские натюрморты

Наталья Швец

Публикация по теме: «
Евгений Лансере и его работа «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»