Полотно, которое не показывают посетителям Третьяковки

полотно
Репродукция картины Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»

Полотно Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» обычно не показывают посетителям Третьяковки. Оно находится в запасниках хранилища. Но его ценность от этого не становится меньше…


  За каждым полотном Николая Ге на историческую тематику скрывается драма. Чего стоит его знаменитая картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», ставшая визитной карточкой художника и настоящей сенсацией на первой передвижной выставке, состоявшейся в 1871 году.

  Что же до картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», её критики считают творческой неудачей, как и картину Карла Брюллова «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Однако обе работы всё же заслуживают внимания…

  Как и полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», картина «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» написана на основе конкретной истории и очень точно передаёт психологическую драму героев.

 Достоверно известно, художник, работая над ней, старательно изучил мемуары императрицы Екатерины II и её сподвижницы княгини Дашковой. Много внимания уделил написанным в XVIII веке портретам, интерьерам, одежде. У него получилось всё это воспроизвести тщательно и с множеством исторических деталей.

Встреча августейших супругов

 25 декабря 1761 года умирает императрица Елизавета Петровна. Вечером того же дня Пётр III, уже провозглашённый императором, устраивает радостное пиршество по такому случаю.

 Итак на полотне Ге изображена встреча августейших супругов императора Петра III и великой княгини Екатерины Алексеевны у гроба императрицы Елизаветы, который скрыт от взора зрителя.

   Новый российский государь изображён в парадном белом мундире, что явно не соответствует сложившейся ситуации. Его сопровождает довольно много придворных. А вот великая княгиня, одетая в глубокий траур, стоит одна, зато находится в центре. Никто из присутствующих и в мыслях не держит, что вскоре она надолго займёт это центральное место и в истории России.

Немного истории

  После смерти своей тётки Елизаветы, молодой Пётр III забыл обо всём на свете. Он ликовал и был счастлив. Ещё бы! Его мечта исполнилась: он стал императором! Новый правитель совершенно забыл о приличии и редко появлялся у гроба покойной. По словам княгини Екатерины Дашковой, если и приходил, то «только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

 В отличии от него, Екатерина приходила почти каждый день и постоянно оплакивала умершую, что не могло не привлечь к ней внимание сторонников покойной императрицы, которых при дворе находилось достаточно много. На картине она в глубоком трауре. На ней чёрное платье с траурной белой отделкой и длинная траурная вуаль.

 Кстати, в этом же наряде она изображена на портрете датского живописца Виргилиуса Эриксена.

  Со стороны создаётся впечатление, что Екатерина одинока и никому до неё нет дела. Но всмотритесь в её гордую позу.  Екатерина стоит так, как будто уже осознаёт своё превосходство и чувствует императорскую корону на голове.

Персонажи

  Художник умело разделил персонажей на две условные группы. Сразу становится понятно — все те, кто изображён спиной к зрителю, уходят не только из траурного зала, но и политической жизни России…

  Одна из двух удаляющихся за Петром дам – его фаворитка, графиня Елизавета Романовна Воронцова, кстати, родная сестра Дашковой. Именно на ней Пётр собирался жениться после того как сошлёт в монастырь свою законную супругу… Однако данному желанию не суждено было исполниться.

 Также в свите выделяется старик со склонённой перед царём головой. Это князь Никита Юрьевич Трубецкой, человек довольно известный в российском государстве. Он умудрился служить аж восьми монархам! И всегда находился в фаворе. 

  Поначалу он радостно приветствует Петра III, а уже в первые часы переворота станет на стороне его супруги. Интересный факт — он даже будет назначен маршалом на коронации Екатерины и вновь будет в числе любимцев.

 Во второй группе можно увидеть будущих вершителей российской истории. Это прежде всего девятнадцатилетняя княгиня Екатерина Романовна Дашкова, презрительно смотрящая на свиту удаляющегося императора.

 Рядом с ней опытный дипломат и сторонник конституционной монархии граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич Разумовский – родной брат фаворита и тайного супруга покойной императрицы Елизаветы Петровны Алексея Разумовского.

Художник-исследователь

 Чтобы не думали и не говорили строгие критики, все они вынуждены признать, что в этой картине Николай Ге проявил себя не просто хорошим художником, сумевшим великолепно изобразить переход от дневного света к тусклому огню свеч. Николай Ге показал себя настоящим исследователем.

 Красноречивым подтверждением тому служит красный цвет муаровой ленты ордена святой Екатерины, перекинутой через плечо великой княгини. Известно, что голубую Андреевскую ленту она одела только после переворота и своего воцарения…

  Широко известный факт: в плане нравственности Екатерина II для Николая Ге, как он сам говорил, была совершенно «далека от идеала». Однако он не ставил перед собой задачу показать её величие. Единственное, что хотел, так это «изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III». И ему это блестяще удалось…

Наталья Швец

Публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Выбор невесты на картине Григория Седова»