После долгих раздумий Третьяков купил картину

После долгих раздумий

После долгих раздумий Третьяков купил у автора картину «Не ждали» 

После долгих раздумий

Павел Третьяков долго раздумывал прежде, чем приобрести картину «Не ждали» у её автора Ильи Репина. Знаменитый коллекционер считал, что в ней есть много недостатков. Однако не сомневался, публику работа привлечёт. Собственно, так оно и оказалось на деле. Сегодня искусствоведы Третьяковки ставят это полотно в топовую десятку картин, которую в галерее надо посмотреть обязательно.

  «Не ждали» считается «самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы». На нём запечатлён скоротечный миг — первая реакция членов семьи на возвращение из ссылки близкого человека, революционера-народовольца. Его конечно ждали, но не сейчас, поэтому возвращение оказалось совершенно неожиданным для членов семьи. Мать и жена, музицирующая за роялем, просто ошеломлены. Удивление и любопытство сквозит во взглядах прислуги у открытых дверей.

  У детей за столом реакция разная. Девочка испугалась незнакомого ей человека. А мальчик узнал старшего брата и, несмотря на его странный вид, радуется, что он вернулся. Напряжение читается в глазах и движениях всех героев, картина очень драматична, и только льющийся из окон свет несколько смягчает драму…

Два варианта

    Первый вариант картины был выполнен в 1883 году. На нём возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина, написанная маслом по дереву, была относительно небольшого размера. Пятнадцать лет спустя, в 1898 году, Репин взялся за доработку этого варианта картины, несколько изменил образ входящей девушки и сделал её похожей на дочь Надю. В настоящее время этот вариант картины также является частью собрания Третьяковской галереи.

   Однако в 1884-м на даче в Мартышкино под Петербургом Илья Ефимович работает над вторым вариантом картины. Он существенно больший по размеру. И теперь в комнату входит не девушка, а мужчина. Позировали художнику члены его семьи и знакомые. Жена возвратившегося мужчины — образ собирательный, Репин писал её с собственной супруги Веры Алексеевны и Варвары Дмитриевны Стасовой. Мать — с тёщи Евгении Дмитриевны Шевцовой, мальчика — с сына соседей по даче Серёжи Костычева. Кстати, в будущем — известного биохимика, профессора и академика. Девочка — с дочери Веры, а горничная — с прислуги Репиных.

  Предполагается, что лицо входящего мужчины Репин мог написать с писателя Всеволода Гаршина, над портретом которого работал в 1884 году. В одном из ранних вариантов произведения в композиции присутствовал отец ссыльного, предупреждающий домочадцев о его прибытии. И судя по воспоминаниям критика Владимира Стасова, была ещё фигура «какого-то старика». Однако в окончательном варианте Репин оставил только тех персонажей, которые, с его точки зрения, были нужны для «сохранения действенности сцены».

 В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге. После чего полотно в составе выставки экспонировали в других городах России.

  Павел Третьяков не торопился покупать эту картину. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки; содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует».

Цена картины

  По окончании 12-й выставки Павел Третьяков сообщил художнику о том, что хотел бы купить полотно. Но теперь Репин отказался его продавать, приведя два аргумента. Во-первых, коллекционер Фёдор Терещенко раньше высказал желание приобрести картину, во-вторых, он намерен переписать главного героя.

  Однако Павлу Третьякову всё же удалось заполучить творение Ильи Ефимовича в свою коллекцию. Правда, ему пришлось увеличить цену с 5 до 7 тыс. рублей. Илья Репин меж тем продолжал дорабатывать картину. В 1885, 1887 и 1888 годах он вносит в неё изменения, касающиеся главным образом лица ссыльного народовольца.

  По воспоминаниям хранителя Третьяковской галереи Николая Мудрогеля, одну из поправок к лицу возвратившегося мужчины Илья Репин совершил в отсутствие Павла Третьякова. Художник сказал работникам галереи: «Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине «Не ждали». Он знает, что я собираюсь сделать». Третьякову эта поправка не понравилась. Он считал, что вмешательство художника испортило картину.

  Любопытный факт: картину до внесения всех этих изменений сфотографировал известный петербургский фотограф Генрих (Андрей) Деньер. И в октябре 1884 года подарил эту фотографию художественному критику Владимиру Стасову. Дожила ли она до наших дней не ясно.

К евангельским сюжетам

   Картина «Не ждали» относится к так называемой «народовольческой серии» Репина. В неё искусствоведы включают картины «Арест пропагандиста», «Перед исповедью» (или «Отказ от исповеди»), «Сходка». Все находятся в Третьяковской государственной галерее.

  Для многих образ возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына». Более того, искусствоведы отмечали, что композиция картины, в частности, фигура матери, встающей с кресла навстречу возвратившемуся сыну, отсылает нас к евангельским сюжетам о воскрешении Лазаря и ужину в Эммаусе, а также к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».

  Репродукции, которыми украшен интерьер квартиры, имеют значение для оценки политических настроений в изображённой семье. Это портреты писателей -демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, снимок на смертном одре императора Александра II, убитого народовольцами. Виден также Христос на Голгофе — символ страдания и искупления, который интеллигенты-революционеры соотносили со своей миссией.

  Среди прочих достоинств критики особо отмечали композицию и колорит картины. В частности, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал, что совокупность композиционного и колористического решений этого произведения «представляет столь удачно найденное, ясное построение, что оно кажется само собой разумеющимся, непосредственно натуральным».

   Продолжая эту мысль, он писал: «На самом же деле натуральное здесь упорядочено и приведено в определённую систему, тем более строгую и гармоничную, что кажущаяся случайность живой действительности выполняет задачу показать возвышенную мораль, душевное благородство и величие поступков как естественную жизнь и чувства простых людей. Сохраняя свою естественность, они стали в изображении Репина столь же подлинно историчными героями, как это было в условной возвышенности героев исторической живописи прошлого».

  Впоследствии похожую композицию использовали в некоторых произведениях другие художники. Например, Фёдор Решетников в картине «Опять двойка»

Шедевр всей русской школы или…

 Критик Владимир Стасов высоко ценил картину «Не ждали», называя её «шедевром всей русской школы». Когда картина появилась на выставке передвижников, он написал: «Самая талантливая, самая замечательная картина целой выставки — картина Репина «Не ждали». В ней всего более глубокого содержания, выражения светлой мысли. Она без румян и фальши изображает современность, её всего более оценила и полюбила за это публика».

  Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке» отмечал, что слабое место этой картины — «подстроенность фабулы, гримасы актёров, грубость повествования». Он писал, что в этой картине «наш взгляд скользил по ходульной мелодраме, по довольно поверхностно созданным типам, но зато с наслаждением останавливался на превосходно написанном intérieur’е, на сильных серых красках, на бодрой, простой живописи».

  Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов: «Полотно «Не ждали» — выдающаяся картина Репина по красоте и мастерству её живописного решения… Найдя и показав действительных героев своего времени, художник совершил большой шаг вперед в развитии и жанровой и исторической живописи. Вернее, он достиг их особого слияния, которое открывало возможность исторической живописи на современные темы».

   Итак, совершенно очевидно, что картина была принята обществом. Отголоски выстрелов в Александра Второго ещё звучали в сердцах подданных. Однако многие современники художника приходили к выводу, что перемены России всё же необходимы. И этот вернувшийся из заключения неизвестный арестант служит своего рода первой ласточкой этих перемен…

Картина Не ждали

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущая публикация по теме «Сто шедевров живописи» —
«Портрет Мики Морозова кисти Валентина Серова был хорошо знаком студентам МГУ»

Наталья Швец

Репродукция картины Ильи Репина  «Не ждали»