Русалки Крамского

Русалки

«Русалки» Крамского — правдоподобное изображение фантастического сна

 Русалки

Картину «Русалки» Иван Крамской написал по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это полотно мастер создал летом 1871 года, когда гостил в селе Хотень Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины). Всего через несколько месяцев она была представлена на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок  в Санкт-Петербурге. Тогда её показывали под названием «Сцена из «Майской ночи» Гоголя.

  Художнику хотелось передать необыкновенную, поэтическую красоту лунной украинской ночи, затронуть тему традиционной культуры и народных верований. До этой работы Крамской к фольклорным мотивам не обращался и задачи сделать иллюстрацию к повествованию Гоголя не ставил.

   На картине изображён берег реки, у которого в лунную ночь расположились русалки-утопленницы. Девушки отрешены от внешнего мира, они погружены в состояние внутренней сосредоточенности, безысходной тоски и глубокой грусти, их фигуры бесплотны. Поэтичность картины обусловлена мягким лунным светом. Сам же Крамской во время работы над полотном сетовал: «Всё стараюсь в настоящее время поймать луну… Трудная штука луна… Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то всё же нечто фантастическое вышло…»

Художник сумел передать атмосферу майской ночи

   Писатель и историк культуры Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском: «…не сон, а вместе сон и явь должны возникнуть на холсте; долой старый дом на горе — вместо него гоголевские же (и Крамского — он родился, вырос в такой) крытые соломой хатки; не месяц — только свет его и этот увиденный Гоголем серебряный туман, странное упоительное сияние, излучаемое стенами хат и стволами деревьев, гущей тростника, цветом яблонь, печальными, певучими фигурами девушек-русалок, которые не просто должны быть изображены, но как бы звучать должны в картине задумчивой печальной мелодией…»

   Тот, кто хотя бы раз бывал в Третьяковской галерее, наверняка сразу обращал внимание на эту картину. Пусть она и не завораживает, как «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи, но мимо неё пройти сложно. Крамской всё же сумел «поймать» луну и передать атмосферу настоящей майской ночи, той самой, о которой писал Гоголь. К слову, он очень любил этого писателя и постоянно перечитывал его произведения.

   Конечно, тема для художника-реалиста Крамского, который решил создать картину о девушках-утопленницах, после смерти ставшими русалками, была неожиданной и новой. Ему очень хотелось погрузить зрителя в таинственный мир. Причём самой луны на картине нет, она лишь подсвечивает полупрозрачные фигурки русалок. Помните, как писал Гоголь: «…В тонком серебряном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках».

   Русалки у Ивана Крамского тоже в белых рубахах до пят, они воздушны и меланхоличны. Выйдя из пруда, девушки устраиваются на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках или уходят в лесную чащу, сливаясь с листвой кустарников, залитых лунных светом.

Крайнее правдоподобие фантастического сна

   Буквально сразу это полотно попало в список картин с «нехорошей репутацией». Одна из причин — тема призраков и потустороннего мира всегда считалась опасной. Многие современники мастера всерьёз считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. И Крамской радовался, что «с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи». Критики же говорили, что замысел был удачно реализован. Многие называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна».

   «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — писали они, увидев картину. Но потом вдруг как-то сразу перестали относиться к ней благосклонно. И всё потому, что с картиной стали происходить совершенно невероятные истории.

В тени русалки перестали колобродить

   На Первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» Ивана Крамского повесили рядом с картиной Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены. Кто-то пошутил: русалкам не понравилось такое соседство. Вскоре Павел Третьяков приобрёл эти две картины для своей галереи. «Грачей» сразу повесили у него в кабинете. А вот «Русалкам» долго не могли подобрать подходящее место. Их постоянно перевешивали из зала в зал. Сейчас уже никто не скажет, выдумка это или нет, но народ утверждал, где бы эта картина не оказывалась, там начинало происходить нечто невероятное. Вроде как по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. В итоге, уборщицы отказались заходить в помещение, где она висит.

   Не склонный к мистицизму Третьяков не верил росказням, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину невозможно. А вскоре и вовсе поползли слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума.  Наиболее эксцентричная даже утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было. Но слушать эти разговоры было очень неприятно.

   Закончилось все довольно неожиданно. Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днём на неё свет не падал. Объяснила всё просто: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далёкий от суеверий, совета всё-таки послушался. Совпадение или нет, но с тех пор посетители галереи на эту картину не жалуются.

Публикация по теме «Царь Иван Васильевич Грозный»

Наталья Швец

Фото: репродукция картины Ивана Крамского «Русалки»