Скульптуры Анастасии Дубач

скульптуры

В «Аптекарском огороде» представлены кинетические скульптуры, созданные Анастасией Дубач

скульптуры

О балансе одушевленного и неодушевлённого в природе заставляет задуматься новая экспозиция, представленная в «Аптекарском огороде». Вчера там открылась эковыставка кинетической скульптуры «Обновление» художницы Анастасии Дубач. Всего семь небольших композиций, по замыслу автора, вместили огромный спектр её понятий и представлений о жизни и смерти.

   Наиболее яркая и притягивающая взгляд композиция — «Движение». Она символизирует нежное, трепетное и ранимое сердце, увенчанное розами и обвитое куском колючей проволоки. При этом живости экспонату придает скрытый механизм, воспроизводящий сердцебиение. Кстати, цветы автор использовал тоже необычные, а так называемые «стабилизорованные». Есть, оказывается, технология обработки срезанных растений, позволяющая им долгое время не увядать.

   В той же технике исполнена композиция «Дыхание жизни». Символические «лёгкие» собраны из цветов гортензии, мха, листвы и как бы «дышат». «Круговорот» — большая шапка зелёного мха со множеством трубочек, по которым циркулирует подсиненная жидкость. Художница так хотела представить мозг и непрерывно текущие мысли. В том же ключе «подан» сгибающийся и разгибающийся позвоночник с рёбрами и тазом…

   Правда, когда две юные зрительницы, делясь своими ощущениями, заметили, что весь цветочно-листочный антураж наводит на мысли о кладбище и похоронах, я мысленно с ними согласилась. Способствовал такому восприятию и светло-зелёненький череп. При этом именно эта композиция называется как и вся выставка — «Обновление». Хохолок из зелёной травки на его макушке на глазах вырастает. Потом снова погружается вглубь изваяния. А мох для него использован не абы какой, а присланный специально из Новой Зеландии!

Скульптуры наводят на размышления и будят ассоциации

   Совсем иначе смотрятся ещё две скульптуры: «Левитация» и «Равновесие». Признаться, пока экскурсовод не разъяснил в чём их изюминка, особого интереса они не вызывали. Хотя, пока в стеклянном кубе над подставочкой тихо вращался приличного размера булыжник, было занятно. Потом он устало плюхнулся на свой постаментик. Кто-то рядом иронично прокомментировал: «Всё, левитация закончилась — электричество отключили…». Действительно, все кинетические скульптуры «живут» за счёт электро-механических приспособлений, придуманных и сделанных самой Анастасией.

   Седьмой и, на взгляд непосвященного зеваки, самый невзрачный экспонат — «Равновесие», заслуживает нескольких пояснительных слов. Это не просто отшлифованный шарик на подставке, это — дороданго. Оказывается, просветила присутствующих экскурсовод, при его создании использована традиционная японская техника. Жители страны Восходящего солнца издревле на досуге занимаются изготовлением из земли и воды гладких, блестящих шариков. Это что-то вроде медитации. Требуется изрядная доля терпения и аккуратность. Причём, пока процесс не завершён, нельзя понять, какой будет узор не поверхности отполированной сферы. И этот естественный рисунок завораживает, как поверхность мрамора, кварца или другого минерала…

   В своём интервью Анастасия призналась:
— Мне хотелось показать немного сюрреалистический для нашего привычного восприятия мир, где всегда и повсюду бьётся живой пульс жизни, где синтез природных материалов служит постоянному движению и изменению всего, что мы знаем…

   Думаю, художнице удалась её задумка. Скульптуры притягивают взгляд, генерируя в головах зрителей различные ассоциации. И каждый сам для себя находит ответы на множество разных вопросов. Насколько красива может быть смерть? Насколько живыми могут быть срезанные цветы и мёртвые камни? Зайдите в «Аптекарский огород», чтобы понять в чём же суть «Обновления».

скульптуры скульптуры скульптуры скульптуры скульптуры скульптуры скульптуры скульптуры

Ольга Синицына
Фото автора