Свидание — пронзительный реализм Маковского

Свидание

«Свидание» Владимира Маковского пронзает своей реалистичностью

Свидание

Представители городской бедноты, мальчишки-подмастерья всегда привлекали внимание художника Владимира Маковского, часто становясь героями полотен. На картине «Свидание», с первого взгляда пронзающей своей искренностью и реалистичностью, изображён один из таких маленьких работников. У меня к ней особое отношение, с детства окрашенное личными переживаниями. Начало жизненного пути ребёнка с картины Маковского перекликалось с судьбой моего деда Василия.

   Так повелось, что в нашей семье эта картина почиталась за то, что почти фотографически отображала деда Василия в малолетстве. После смерти отца он, десятилетний пацан, вынужден был отправиться на заработки. Дедушка очень редко вспоминал, как тяжело ему жилось в «работниках» у родного дядьки, какие издевательства вынужден был терпеть от двоюродных братьев. Страшны были те воспоминания и вносили дискомфорт в нашу спокойную, вполне обеспеченную жизнь.

   Как-то, рассматривая репродукцию картины, он произнес грустно: а ведь и моя мама также смотрела на меня, когда ел принесённый ею хлеб… Мама, говорил дед, навещала его так часто, как могла, подбадривала и подкармливала, а есть ему хотелось всегда. Кроме съестного она приносила чистое бельё, но всякий раз молча и так же скорбно, как женщина с полотна Владимира Маковского, сидела рядом пока сын ел. Бывало тихо плакала, жалела.

  Однажды зимой, возвращаясь после тяжкого для неё свидания, усталая, погружённая в невесёлые мысли, женщина провалилась в полынью, переходя Дон. И утонула… Больше деду никто не приносил гостинцев, не подкармливал и не жалел.

   Совершенно очевидно, что художник не знал нашего деда, но мы — внуки и правнуки, после этого рассказа навсегда соединили картину «Свидание» с образом Деда Василия. И вглядывались в черты нарисованного мальчика, пытаясь найти сходство…

Подмастерье

    Герои картины Владимира Егоровича Маковского – мать и сын, представляют самые бедные слои народа. Из-за нехватки средств в семье мальчик был отдан в город в подмастерья, что было частым явлением. Обычно они выполняли многочасовую чёрную работу, за которую платили гроши. Мать пришла навестить сынишку и принесла ему гостинец — калач. Худенький парнишка стоит босиком на земляном полу, он одет в замусоленную рубаху с закатанными по-деловому рукавами, поверх которой — грязный тёмный фартук. Лицо мальчика необыкновенно серьезно, черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде.

    Мать, закутанная в платок, написана Маковским в профиль. Пригорюнившись, она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. На дворе зима, она в тёмном платке и грубом тулупе, из-под которого выглядывает край яркой юбки, какие носили деревенские женщины. К стене прислонён посох, рядом лежит узелок. Путь её был не из простых. Но встреча с маленьким кормильцем лишена радости, объятий, разговоров. Она проходит в комнате, весь интерьер которой состоит из бочки с кувшином. Оба устали от тяжкого труда и переживаний. Место, где проходит безрадостное свидание, ещё более подчёркивают крайнюю нищету, в которой оказались герои.

    В картине преобладают тёмные цвета. Их немного «разбавляют» одежда героев и, конечно, лица. Маковский высветил их с помощью известного приёма – на лица падает естественный солнечный свет из небольшого окна, которое живописец не включает в композицию.

  Художник максимально придвинул героев сюжета к зрителю, чтобы можно было рассмотреть их потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект. Кажется, что с полотна доносится женский голос: сынок, тяжко тебе, держись…

 Первые уроки художник брал у Тропинина

    Владимир Егорович Маковский родился в Москве, в семье одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Егора Маковского. С детства мальчика, двух его братьев и двух сестёр окружала художественная атмосфера. Дом отца посещали известные мастера и дети с ними запросто общались. Впоследствии все три брата — Константин, Николай и Владимир, а также старшая сестра стали художниками. Младшая — певицей.

  Свои первые уроки живописи Владимир Маковский брал у Василия Тропинина. Под его руководством в пятнадцать лет он написал картину «Мальчик, продающий квас». В училище обучением Владимира руководили художники Евграф Сорокин и Сергей Зарянко.

   Владимир Маковский рано стал признанным мастером. За  картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)», во многом созвучную рассказу Ивана Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль Петербургской Академии художеств и звание художника 1-й степени. За эту и другие работы в том же духе автору предрекли славу жанриста. Предсказания исполнились. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям стал основным мотивом произведений художника.

Глубоко копнул современную жизнь

    Его картины «Любители соловьиного пения«, «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики» также не остались без внимания. В их темах постепенно начинают доминировать тревожные нотки. Работы Владимира Маковского всё чаще напоминают о человеческой несправедливости. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

    Например, в 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходящего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе бедных стариков-родителей подчеркивает драматизм произведения, которое, по словам критика Владимира Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».

    Но одним из самых пронзительных произведений на социальную тему всё же стала картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь явно читается влияние  общества передвижников, для членов которого главным были проблемы современного общества.

Отправили на пенсию

    Владимир Маковский стал одним из столпов «шайки передвижников» (по словам художника Михаила Нестерова) и оставался им до самой смерти, совпавшей с концом передвижничества. Педант и примерный семьянин, он симпатизировал революции.

    В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии, где занимал пост ректора. Художник продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Его художественное наследие велико — свыше четырехсот картин, множество иллюстраций и акварелей.

   За несколько месяцев до смерти Маковский написал эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Государственная Третьяковская галерея) и «Новое время». Правда, рука его была уже не столь тверда…

      Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

   Наталья Швец

Репродукция картины Владимира Маковского «Свидание»

   Публикация по теме «Трубачи Первой Конной — певцы революционной романтики«