Царевна-Лебедь Врубеля

царевна-лебедь

Царевна-Лебедь Врубеля окутана величественной красотой

царевна-лебедь

На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению Александра Пушкина. Премьера музыкальной драмы состоялась в Московской частной опере Саввы Мамонтова 21 декабря 1900 года. Михаил Врубель создал эскизы для декораций и костюмов. Партию Царевны-Лебедь пела его жена Надежда Забела-Врубель.

 

    Погружение в мир музыки Римского-Корсакова стало благотворным поворотом в творческой судьбе Михаила Врубеля. Надежда Ивановна, жена художника, вспоминала, что оперу «Садко» Михаил Александрович прослушал около ста раз. Он говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря и всякий раз находит в нём новые фантастические тона. Их мастер воплощал в своих изумительных работах. Такими оттенками и полутонами дышит его вдохновенная «Царевна-Лебедь».

    На картинах Врубеля почти невозможно увидеть цвета солнечного дня. Он любил переходные состояния – закатный вечер, нарождающееся утро. Ангельское лицо царевны напоминает лицо падшего ангела с последних полотен Врубеля. Однако всё же Царевну-Лебедь нельзя уподобить этому герою. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви. Её колдовские чары целиком на стороне добра, ради которого она готова пожертвовать своей жизнью. Потому-то таинственный облик окутан такой нежной и величественной красотой, пленившей царевича Гвидона.

В облике Царевны художник соединил два образа

    По словам современников, голос у Надежды Забелы был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело». Так писал о ней композитор Михаил Гнесин.

    Сохранились её фотографии в роли царевны. По ним  видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Современники считали, что Михаил Врубель всё же придумал облик своей царевны. Он соединил в нём её черты и черты дочери.

    Следует отметить, что на картине не изображён костюмированный портрет артистки. Мастер сумел уловить момент превращения девы в птицу и грамотно его передал. Чем дольше смотришь на картину, тем больше перестаешь понимать — кто же на самом деле пред тобой? Дева или птица…

    Картину художник пишет на хуторе своих родственников, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

    Картина поступила в Государственную Третьяковскую галерею в 1910 году по завещанию Марии Морозовой. Два эскиза к ней находятся в Государственном Русском музее.

Ангел-хранитель

    Надежда Забела была любимой исполнительницей Николая Римского-Корсакова. Специально для неё он написал партию Марфы в опере «Царская невеста». Она исполнила главные партии в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Демон» и «Евгений Онегин».

   До знакомства с выдающейся оперной певицей Надеждой Забелой у Врубеля были романы. Ни один из них не привёл к браку. Надежда стала для него музой, женой и ангелом-хранителем, оберегающим его до последних дней жизни.  Она пыталась сделать невозможное – спасти мастера от безумия.

    Познакомились будущие супруги в Московской частной опере Саввы Мамонтова на репетиции спектакля. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос!». Это была любовь с первого взгляда, он предложил ей руку и сердце спустя два дня после знакомства.

     «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поет, как человек», – сказал о ней художник. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. Врубель сопровождал её на всех репетициях и спектаклях, подсказывал нюансы трактовки образов, создавал эскизы театральных костюмов. «Единственное, чем он жил, была музыка, – писал художник Сергей Судейкин. – Символом, идеальным выразителем прекрасного для него оставалась Надежда Ивановна».

    В 1901 году у них родился сын Савва. Счастье омрачало наличие у него врождённого порока – заячьей губы. Из-за этого у художника началась глубокая затяжная депрессия, что стало толчком к развитию душевной болезни. Её симптомы проявлялись и раньше, но болезнь ребёнка их усугубила.

   В  трёхлетнем возрасте малыш скончался от пневмонии, что окончательно подорвало психическое здоровье Врубеля. С тех пор долгое время Врубель проводил в психиатрических клиниках. Жена не теряла надежды и пыталась облегчить его состояние всеми возможными способами. Зная о том, как на него действует её пение, она привозила в больницу аккомпаниатора и пела для мужа.

    Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет.

     Публикация по теме: Охотники на привале — шумная премьера

Наталья Швец

Фото: открытые источники