Успех у картины был колоссальный

успех

Успех у картины «Купание красного коня» на первой выставке был колоссальный

Успех

Впервые полотно «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году. Успех был колоссальным. Критик Всеволод Дмитриев, например, назвал её «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

   Сам же Петров-Водкин, по окончании написания картины, опасался, что её могут не вывесить на всеобщее обозрение. Он считал, что образ красного коня — предвестника судьбы России может показаться провокационным.

 Однако организаторы включили картину в экспозицию и, как и ожидалось, она вызвала резонанс. Современники проводили параллели между образами и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.

Долгий путь домой

  Через два года «Купание красного коня» вместе с другими работами Петрова-Водкина отвезли на «Балтийскую выставку» в Швецию, откуда они не могли вернуться долгое время. Первая мировая, революция и гражданская война, Вторая мировая стали причиной того, что полотна оставались в Швеции.

  Только в 1950 году после изнурительных переговоров произведения Петрова-Водкина вернулись на родину. Вначале картина попала в руки вдовы художника Марии Фёдоровны. Потом её передали в коллекцию собирательницы Казимиры Басевич. И лишь в 1961 году Казимира Константиновна преподнесла её в подарок Третьяковской галерее. Там картина выставлена на всеобщее обозрение по сей день.

Символическое содержание

    Поначалу автор задумывал свою картину как бытовое полотно. Потом Петров-Водкин вспоминал о лете 1912 года: «В деревне была гнедая лошадёнка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

    Однако в процессе работы она приобрела символическое содержание.  В итоге, по окончанию работы для одних современников художника «Купание красного коня» стало знамением будущих перемен. Для других предвестием катастрофы. Говорят, что сам художник, когда началась Первая мировая война, воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!»

Что скрывает красный конь?

   До сих пор искусствоведы пытаются найти ответ на вопрос: что скрывает красный конь, занимающий на картине почти весь передний плане? Спорят, гадают. Едины только в одном — от данных в холодных тонах воды и пейзажа цвет его шкуры кажется ещё ярче.

 А вот всадник, считают одни, напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символа победы добра над злом… Другие апеллируют к иконе «Чудо архангела Михаила», где конь изображается именно красным цветом.

Приём сферической перспективы

   К слову, в этой работе художник использует приём сферической перспективы.  Суть его заключалась в том, что, следуя принципам иконописцев, предметы изображаются одновременно сверху и сбоку. Кроме того, этот приём подразумевает использование трёх классических в иконописи цветов — красного, синего и желтого.

   Об этом принципе художник узнал в юности, когда наблюдал за работой иконописца-старовера. Петрова-Водкина уже тогда завораживали баночки с красками: «Они сияли девственной яркостью, каждая стремилась быть виднее, и каждая сдерживалась соседней. Казалось мне, не будь между ними этой сцеплённости, они, как бабочки, вспорхнули бы и покинули стены избушки».

Взгляд мальчика

   Ещё очень любопытно движение на картине. Оно скорее только обозначено, но никак не выражено. Всё здесь как бы застыло. Естественно, подобный образ  вызывает у зрителей ощущение неясности, тревоги и ожидания чего-то.

   На фоне величия коня другой герой картины, юный всадник, кажется маленьким и хрупким. Сначала бросается в глаза, что именно юноша держит поводья коня. Чуть позже становится понятно, что, даже держа поводья в руках, всадник не управляет лошадью. Это заметно по выражению лица. Его взгляд отрешён, юноша как будто погрузился в свой внутренний мир.

Кто изображён на картине

  Примерно за год до того, как Петров-Водкин создал свой шедевр, его ученик  Сергей Калмыков показывал  свою работу «Купание красных коней». На ней в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич отбрил: «Написана точно молодым японцем».

 Калмыков, кстати, позднее утверждал, что именно его Петров-Водкин изобразил на своей картине. Он написал в дневниках: «На этом красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее».

  Однако имеется ещё два претендента на роль прототипа всадника. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…».

  А вот бывший директор музея писателя Владимира Набокова в Рождествено Александр Сёмочкин полагал, что художнику позировал молодой Набоков…

   Кто из трёх претендентов отображён на финальной версии картины, осталось неизвестным.  Скорее всего, справедлива версия о том, что на полотне написан не конкретный человек, а некий образ-символ, для создания которого были использованы наброски сразу с трёх моделей.

Судьба будущего художника

 Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело — выбрать сапожное мастерство или работать на железной дороге. Но он провалил экзамены  в железнодорожное училище и пошёл работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова.

   Жизнь будущего художника кардинально изменил приезд петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот пообещал помочь с учебой в Петербурге и обещание своё выполнил. В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов. Одной из первых работ художника Петрова-Водкина стал образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Его учителем был Серов

   Как потом написал в своей книги «Моя повесть» сам художник: «Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шёпотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми»…

  Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем становится знаменитый Валентин Серов.

   По принятой тогда моде молодой художник отправился завершать образование за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке, поднимался к жерлу Везувия, спасался от бедуинов. В этот период написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» и множество этюдов и картин.

Главная работа

   Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года Петров-Водкин становится членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон», которую в своей статье разгромил реалист Илья Репин. Пришлось одному из руководителей «Мира искусства» Александру Бенуа становится на защиту художника и публично заявить, что он считает эту картину шедевром.

 Но главной работой Петрова-Водкина стало «Купание красного коня». Картина потрясла всех. Даже Илья Репин, который так сильно нападал на молодого художника, увидев работу, произнёс: «Да, этот художник талантлив!». Правда, мало, кто знает, что знаменитым  стал второй вариант художественного произведения. Первый же известен зрителям лишь по чёрно-белой фотографии.

«Петроградская Мадонна»

  После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту», говорил он. К примеру, известная всем картина «Селёдка». На ней изображена рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном революционном городе.

 В это время художник создаёт свою самую трогательную работу, которая стала известной как «Петроградская Мадонна». Сам же художник назвал её «1918 год в Петрограде». На ней молодая работница с младенцем на руках. Петров-Водкин сумел нарисовать лик, который стал словно эхом старых образов иконной Богоматери.  Женщина на картине  полна смирения и спокойствия.

 Кто-то увидел в этом младенце символ зарождающейся советской страны. Для кого-то образ матери ассоциировался с Россией-матушкой. Сам же художник хотел показать, что материнство — это символ продолжающейся жизни. Кстати, картина также хранится в Третьяковской галерее.

Непростой год жизни

   Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Ему позировал поэт Сергей Спасский. Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат и бледное лицо, устремлённое вдаль, словно отдан последний молчаливый приказ — в бой. Картина сдержана и в то же время полна трагизма.

   1928 год оказался непростым для самого художника. Из-за прогрессирующей болезни врачи  запрещают писать маслом. Художник переезжает в Детское село. Его соседями становятся известные писатели. Алексей Толстой пишет «Петра I», Вячеслав Шишков работает над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывает «Братьев». Как тут остаться в стороне от литературного творчества! И Петров-Водкин берётся за перо. Двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск» стала попыткой вернуться в детство и юность, пусть только на бумаге. Затем были «Пространство Евклида», «Самаркандия».

   Все они были хорошо встречены критикой и публикой, а впоследствии не раз переиздавались. Кроме того, произведения стали основой для монографий, брошюр и статей, посвящённых жизни художника.

Искусство огромных масштабов

  Биография Петрова-Водкина будет неполной без упоминания о его наградах. Кузьма  Сергеевич был избран почётным членом французского астрономического общества, которое вручило ему почётный диплом.

   В 1928 году художник участвовал в венецианской Международной выставке искусства. В 1936 году в Москве, а затем и в Ленинграде, состоялась персональная выставка его работ. До конца жизни мысли Петрова-Водкина были поглощены искусством. В его голове неустанно рождались новые замыслы и идеи. Однако тяжёлая болезнь не позволила им реализоваться до конца. В 1939 году художник скончался. Похоронен Петров-Водкин на Волковом кладбище в Ленинграде.

  Творчество Кузьмы Сергеевича стало искусством огромных масштабов, основанным на классических европейских традициях и древнерусской живописи. Уникальный и неподражаемый стиль, сотворённый им, по сей день вызывает не только интерес публики, но и множество споров критиков.

Наталья Швец

Репродукция картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Предыдущая публикация по теме  «Сто шедевров живописи» — «Талант великого живописца ярко проявился в картине «Дети, бегущие от грозы».