В белорусском имении Илья Репин написал «Дуэль»

в белорусском имении
Репродукция картины Ильи Репина «Дуэль»

В белорусском имении «Здравнёво» Илья Репин написал картину «Дуэль». Работа впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников и учеников» в 1896 году. Тогда же её приобрел коллекционер Павел Третьяков для своей галереи в Москве.


 Надо сказать, что это небольшое полотно, в основу которого был положен реальный сюжет, пользовалось популярностью и довольно часто выставлялось. Так в 1899 году картину можно было увидеть на XXVII передвижной выставке. На следующий год её представили на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок», которая проходила в Праге.

 Самый первый вариант картины, он назывался «Простите!», экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы. Ещё существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), который находится в частном собрании в Москве.

Сюжет

  Известный московский коллекционер Алексей Ланговой в своих воспоминаниях утверждает, что: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы»… Чуть ниже можно прочитать: «Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль»…

 На картине можно увидеть финальный эпизод дуэли, то есть события, случившиеся после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

  Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку с просьбой о прощении и примирении.

  Выразительна и фигура второго участника дуэли, изображенного на переднем плане справа. Снимая перчатки, он повернулся спиной к раненому, давая понять, что дуэль окончена и победитель – он. Нежеланием примирения и гордыней полна его поза. Тогда как в позе умирающего – беспомощность и надежда. Так что нет ничего удивительного в том, что потом Ланговой поинтересуется у Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?»

  Что ответил художник осталось за кадром. Но ясно одно — финал истории ужасен — одна загубленная жизнь. А второго, ввиду того, что дуэли запрещены, ждёт ссылка на Кавказ или куда севернее…

«Свет Репина»

   Именно благодаря этой картине в живописи появился устойчивый термин «свет Репина». И всё потому, что художник сумел предать особое значение пейзажу. Кроме яркой зелени травы и точной передачи лесной поляны, здесь раскрылась типично репинская черта.

  Стволы деревьев на заднем плане озарены лучом солнца. Это было сделано настолько мастерски, что не могло не вызвать восхищения, Особенно восторгались зрители, которые увидела картину на Всемирной выставке в Италии.

Реакция

 Надо сказать, что тогдашние газеты довольно активно отреагировали на работу художника Ильи Репина.

  Так на страницах российской общеполитической газеты «Русские ведомости» в 1899 году можно прочитать: «И.Е. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести».

  Изданию вторит «Русское слово». 21 апреля 1899 года там пишут: «Сильное впечатление производит небольшая картина И.Е. Репина – «Дуэль». Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей».

   А вот что написали в газете «Московские ведомости»: «И.Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображённую перед нами только совершившуюся кровавую драму».

Усадьба «Здравнёво» в творчестве Ильи Репина

  В 1891 году император Александр III приобрёл у Репина картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» за небывалую по тем временам сумму – 35 тыс. рублей.

 За эти деньги Репин купил для своей семьи усадьбу Здравнёво, расположенную в шестнадцати километрах от Витебска вверх по течению Западной Двины. Почему выбор художника упал на неё, никто точно сказать не может. Достоверно известно лишь одно: покупка была совершена в 1892 году. Вместе с усадьбой им были куплены стадо скота, лес, огороды и полевые пахотные земли – всего более 100 десятин.

  Тогда имение называлось Софиевка – по имени прежней владелицы Софьи Яцкевич. Потом его вдруг переименовали в «Здравнёво».

 Художника очень восхищали пейзажи, окружающие усадьбу, о чём он постоянно писал в письмах своим родственникам и друзьям… Надо сказать, что место находилось в очень запущенном состоянии и Илье Ефимовичу приходилось тратить много времени и средств на то, чтобы привести всё в порядок.

  Здесь он много занимается творчеством. В Здравнёве на протяжении 1892 — 1901 годов он создаёт большое количество картин и рисунков. В этом числе «Осенний букет», «Белорус», «Дуэль», «Охотник», «На Западной Двине. Восход Солнца», «На солнце», «Двина. Портрет сына Юрия» и другие.

Дом разобрали на дрова

  В 1899 году Репин приобретает новую усадьбу «Пенаты». В последний раз навещает своё белорусское имение летом 1904 года, оно продолжает оставаться местом отдыха первой жены художника Веры Алексеевны и детей – Веры, Надежды, Татьяны и Юрия.

 После Октябрьской революции в усадьбе постоянно проживала младшая дочь Репина – Татьяна со своей дочерью, тоже Татьяной. По просьбе крестьян, в двух комнатах репинского дома разместилась школа.

 В 20-е годы несколько раз делались попытки взять усадьбу под охрану отдела музеев Наркомпроса, однако ничего не вышло. Более того, после того, как родственники художника покинули «Здравнёво», дом был разобран на дрова.

 Но в 1988 году было принято решение о создании здесь музея-усадьбы, и в следующем году репинская дача была восстановлена, в ней открылся музей Ильи Репина. Правда, в 1995-м там случился пожар и дом вновь восстанавливали. Сейчас Музей-усадьба И.Е. Репина «Здравнёво» является филиалом Витебского областного краеведческого музея.

в белорусской усадьбе
Усадьба «Здравнёво». Фото: открытые источники.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «сто шедевров живописи» — ««Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля»