«Лев Бакст в истории костюма» — онлайн-лекция в РГБМ

лев бакст

Художник необыкновенного таланта и богатого воображения Лев Бакст во многом определил успех «Русских сезонов» Сергея Дягилева, оформив балеты «Клеопатра», «Шехеразада», «Карнавал» и «Нарцисс». Именно он в числе первых русских художников сумел поднять обычные театральные костюмы до высокого уровня моды. Об этом и многом другом можно узнать на онлайн-лекции «Лев Бакст в истории костюма», которую проводит 7 августа Российская государственная библиотека молодёжи (район Преображенское). 

 В своё  время он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объёмными, многослойными и сказочными.  Его работы наполняли спектакли совершенно иной жизнью, а костюмы, сшитые по его эскизам, заставляли модниц терять голову. 

 Артисты Императорских театров — Вацлав и Бронислава Нижинские, Тамара Карсавина, Вера Фокина ни о ком кроме него и слышать не хотели. Они желали одеваться на сцене только в его наряды. И всё потому, что художник тщательно продумывал детали костюмов, которые во время танцев лишь подчеркивали пластику и гибкость актёров. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. 

 Именно благодаря Баксту Париж охватила мода на всё восточное и русское, и это были отголоски «Русских сезонов». В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие театральные костюмы актёров. Кроме того, гениальный Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».

 Успех у художника был невероятный. Французский театральный журнал ComŒdia illustré помещал его работы на свою обложку и печатал репродукции эскизов. Парижские кутюрье, даже «король моды» Поль Пуаре, заказывали ему рисунки костюмов, а модный дом Paquin и модистка Камилла Роже и вовсе выпустили коллекцию платьев и головных уборов по эскизам художника.

 Вот что написал о нём тогда поэт, литературный критик и искусствовед Максимилиан Волошин: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».

  Вскоре в Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона.

 Однако сотрудничество Бакста и Пуаре так и не сложилось. Двум гениям моды было тесно в одном городе… Обо всём этом на онлайн-лекции «Лев Бакст в истории костюма» расскажет Вера Радвилова, куратор Виртуального музея Надежды Ламановой. Мероприятие состоится 7 августа. Начало в 19.00.

  Подробнее по ссылке

лев бакст

лев бакст

Татьяна Берникова

Публикация по теме: До начала лекции в РГБМ осталось совсем немного времени