Скользящая Люче интересна театралам

Скользящая Люче стала очередной премьерой Театра на Перовской

Скользящая Люче

    Скользящая Люче — спектакль, идущий в Московском драматическом театре на Перовской (улица Перовская, дом 75, район Новогиреево), привлекает как молодых, так и искушённых зрителей. Это новая работа режиссёра-постановщика Юрия Николаенко. Спектакль поставлен по пьесе современного литовского драматурга Лауры-Синтии Черняускайте.

     В постановке заняты молодые актёры, играющие в перовском театре первый сезон. Сценография минималистична: декорации предельно условны и непрерывно трансформируются, что даёт простор зрительской фантазии. Действие вначале нарочито замедлено и однообразно, как выстраивание актёрами большой пирамиды из пластмассовых стаканчиков — осторожно, один за одним, всё выше и выше, чтобы росла и не рухнула раньше времени. Главный герой — Феликс (Сергей Марочкин), пробивая кулаком эту полупрозрачную стену из стаканчиков, даёт выход своим эмоциям и толчок к развитию сюжета.

    Пролог к спектаклю «Скользящая Люче» — фрагмент чёрно-белого фильма на французском языке с русском дубляжом, создаёт атмосферу. Через лобовое стекло автомобиля мы видим дорогу и понимаем, что она ведёт к морю. Что-то из киношной классики… Память предательски молчит. Откуда фрагмент? Много позже мне подсказывают, что это из киноленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании».

     Начинается действие — мозаика сцен семейной жизни разных пар, их личные драмы. Вроде, не про нас… Но если покопаться в себе, вспомнить всё… И женщина из торгового центра (Валентина Колева), кидающая со сцены в публику насмешливые слова, не так уж далека от истины:
— Да все они изменяют! Только молчат, не признаются…

      Герои живут на сцене и одновременно пытаются анализировать свои действия и чувства. Главная героиня — Люче (Мария Протасова) вдруг осознаёт, что больше не любит своего мужа Феликса и принимает решение уйти от него. Объявляет ему об этом после нелепой сцены в супермаркете. Он растерян. Напивается. Вступает в случайную связь с совершенно чуждой для него женщиной, которой он нужен лишь для удовлетворения похоти. Расстаются без сожаления…

      Другая пара — их противоположность: семья с тремя детьми. Играя малышей, артисты вносят нотку юмора в действие, глубоко драматичное по сути. Здесь немного нелепая, но очень трогательная Таня (Татьяна Сомова) всячески выказывает свою влюблённость в супруга (Ян Ильвес). Требует, точнее, выпрашивает у него ежеминутное доказательство взаимности чувств, не обращая внимания на то, что «люди же вокруг!». Однако, не получив достаточно убедительных подтверждений мужниной любви, тоже принимает решение уйти от него…

     Гротескность общей канвы спектакля резко меняет его финал, где разговор матери Феликса (Дарья Павлова) и его отца (Владимир Витан), происходящий в иллюзорной, скользящей по волнам лодке, ставит совершенно иные акценты. Становится ясно, что они были друг для друга единственными и навсегда любимыми. Первые же сцены, показавшие умирающего, парализованного отца Феликса и смертельно уставшую мать и оттого ненавидящую мужа, оставляли совсем иное впечатление… Доказательства же материнских измен, больно ранили Феликса-подростка, навсегда оставили след в его душе, но оказались лишь внешней стороной жизни. В сути своей и сама жизнь, и отношения людей не столь однозначны. Всё гораздо сложнее.

     Юрий Николаенко рассказал мне, что прежде всего, его спектакль — это разговор о том, насколько страшно остаться в одиночестве. И как легко потерять близкого человека. Режиссёр также отметил, относясь очень бережно к тексту пьесы, актёры пытались даже сохранить некоторую манеру разговора жителей Прибалтики. При этом исполнители пропускали переживания героев через себя, становясь соавторами пьесы, что несомненно добавляет в игру нечто очень личное. В конце концов, зрители вместе с персонажами пьесы должны прийти к неизбежному выводу: надо ценить тех, кто рядом с тобой. Надо учиться беречь своих близких, прощать им обиды. Вечная, едва ли не библейская тема, раскрыта языком современной сцены, будет интересна театралам разных поколений.

Скользящая Люче Скользящая Люче Скользящая Люче Скользящая Люче

Алика Салий
Фото: автора и архив театра