Современный русский фарфор

современный русский фарфор

Современный русский фарфор во всей красе предстал на новой выставке в музее-усадьбе Кусково

современный русский фарфор

В Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» с сегодняшнего дня, как уже сообщалось, для посетителей открыта выставка «Мастерская Игоря Клименкова. Фарфоровый подарок». На ней представлен современный русский фарфор и раскрыты некоторые секреты ручного производства уникальных изделий.

     Вчера для сотрудников московских музеев и журналистов в Воксале Большой каменной оранжереи графской усадьбы состоялся вернисаж, на котором Игорь Клименков и куратор выставки Иван Гольский представили новую экспозицию.

   — Мастерская специализируется на редком в наши дни виде деятельности – ручном производстве художественных изделий из фарфора: авторской скульптуре, дизайне и росписи сервизов, декоративных тарелок, пасхальных яиц и ваз, а также ручной лепке цветочных композиций, мастерством изготовления которых владеют всего несколько человек в России, — подчеркнул куратор.

    Он также отметил, что наши высокопрофессиональные художники, используя классические технологии, создают произведения, не уступающие по качеству изделиям Мейсенской и Севрской королевских мануфактур в Германии и Франции и Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

  Оформление современных выставок предполагает наличие интерактивных инструментов. В выставочном зале кусковской оранжереи установили компьютерную панель, с помощью которой посетители смогут найти расширенную информацию о мастерской, технологическом процессе и об экспонатах.

    Меня же среди многообразия форм сразу привлекли фигурки пёсика и девочки с кошкой. Рядом с ними — фотографии в рамках. Игорь Клименков рассказал, что это настоящие снимки из семейных альбомов:

     — Они здесь, потому что именно по этим фото сделаны скульптурки. Композицию с кошкой на руках автор назвала «Счастье». А это портрет моего пса Тоши, тринадцати с половиной лет отроду. Фарфоровый Тоши, сделанный моим коллегой, по-моему получился очень похожим. Мы стараемся радовать наших современников разными милыми вещами, напоминающими о детстве: конфеты, бумажные кораблики и самолётики… Наверное, это ностальгия по прошлому, которое осталось в другом времени и в другой стране…

Алхимия сочной росписи

   Помимо чисто эстетического удовольствия выставка рассказывает о тонкостях изготовления и секретах, которые таит в себе современный русский фарфор. Так, тарелки-палитры показывают алхимию немеркнущих красок. Художник изначально работает с блёклыми сухими пигментами номерного наименования. Он выполняет роспись, не видя цветовой строй, который проявится позже. Он лишь предполагает его, сравнивая с палитрой, представляющей пробу цветов в обжиге. Рисунок условен: на бумаге он развивается в плоскости листа, но предполагает объёмную форму с её оптическими искажениями. И через все эти сложности рождается, наконец, удивительная красота сочной росписи.

   В полной мере дают возможность оценить её декоративные тарелки, посвященные оформлению станций московского метро. На них без труда узнаются фрагменты декора, украшающие станции «Парк культуры», «Динамо», «Маяковская». Эти серии создавались к 870-летию Москвы, и частично уже демонстрировались в музее Кусково.

   Ещё один выставочный стенд рассказывает о формообразовании на примере моделирования ёлочной игрушки «Щелкунчик». Можно увидеть черновую и чистовую формы, работу по детализации и оттачиванию до идеала фигурки, её гипсовые отливки. Фарфор показан в утильном и итоговом высокотемпературном обжиге. Впечатляет насколько значительная происходит усадка первоначальной формы.

   Кстати, куратор выставки не преминул сделать акцент на выборе для демонстрации этого процесса именно фигурки Щелкунчика. В этом году исполняется 125 лет со дня премьеры одноимённого балета, созданного на музыку Петра Ильича Чайковского. Немецкая детская игрушка – щелкун орехов, благодаря бессмертной музыке русского композитора стала самым узнаваемым, любимым и признанным во всём мире символом волшебной Рождественской ночи.

Настоящий гимн фарфору

   Нелишне отметить, что и Щелкунчик, и конфеты, и почти все экспонаты выставки сделаны не просто как сувениры, а как ёлочные игрушки. Они снабжены «ушками» и способны украсить новогоднюю красавицу. Кстати, с 1 декабря эти изделия можно будет приобрести в сувенирной лавке музея. И всё же, мне кажется, что придти на выставку стоит не только для того, чтоб приобрести оригинальный сувенир или подарок.

    Завотделом керамики и стекла Государственного Исторического музея Елена Смирнова, говоря о значении экспозиции, подчеркнула:

   — Советую всем придти сюда, чтоб увидеть современный фарфор высочайшего качества, сделанный сейчас в нашей стране на очень высоком, мировом уровне. Этот фарфор — русский! Это — прежде всего. Здесь каждый найдёт для себя что-то, дорогое сердцу. Сама выставка — настоящий гимн фарфору, как плоду высокой художественной культуры и высоких технологий. Мастерская существует без малого полтора десятка лет. Она развивается и далеко не исчерпала свой потенциал — у неё есть будущее. Такой живой творческий родник! На это стоит посмотреть…

современный русский фарфор современный русский фарфор современный русский фарфор современный русский фарфор современный русский фарфор современный русский фарфор

Ольга Синицына
Фото автора