Великому педагогу посвящена картина

Великому педагогу

Великому педагогу Рачинскому посвящена картина Николая Богданова-Бельского

Великому педагогу

В детстве автор полотна Николай Богданов-Бельский был учеником Рачинского и обучался как раз в такой школе, которую изобразил на картине. Именно Сергей Александрович Рачинский заметил его талант и помог в будущем стать художником. Так что нет ничего удивительного, что мастер посвятил картину своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. 

   На картине «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» изображена сельская школа конца XIX века. Школьники решают интересный и сложный пример. Они  задумались в поиске верного решения. Кто-то замер у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи…

      Художник изобразил на полотне простой русский класс.  Дети собрались воедино для принятия единственно верного решения. Все одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Они полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос. Ученики хотят доказать себе и миру, что могут это сделать. Рядом стоит учитель. Его прототипом является сам Рачинский – знаменитый ботаник и математик. Один мальчик что-то шепчет педагогу на ухо, возможно, правильный ответ.

   Сейчас работа находится  в Третьяковской галерее.

Великий педагог

Сергей Рачинский принадлежал древнему роду, происходящему из Польши и восходящему к XIII веку. Родился он 15 мая 1833 года в селе Татево в семье капитана Муромского пехотного полка Александра Антоновича Рачинского.

    В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета, который окончил в 1853 году. После окончания университета недолго служил в Архиве иностранных дел. Затем уезжает в Европу, где продолжает учиться. Возвратившись из-за границы защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» Рачинскому была присуждена учёная степень доктора ботаники.

   В университете студенты и преподаватели его любили за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах. Его избирали судьёй университетского суда. Он оказывал материальную помощь бедным и особо одарённым студентам.

Строитель и учитель первой в России сельской школы

    В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией Рачинский уходит в отставку. В  его доме на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки, собирались учёные, литераторы, художники. Здесь он познакомился с Львом Толстым, Пётром Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми…

     Именно беседы с Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. Рачинский начинает помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе. А потом и вовсе возвращается в родовое село Татево.  Там он создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал свою  уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский.

     Рачинский стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать со земской школой. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймёт Бетховена и Баха.

Царь дал высокую оценку работе педагога

   Педагог также успешно практиковал лечение заикания с помощью чтения старо-славянских текстов и церковного пения. Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень. Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. А опыт Рачинского приезжали перенимать многие педагоги

    14 мая 1899 году Николай II писал в Высочайшем рескрипте, напарвленном на его имя:

   «Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай».

Имя основателя вернули лишь в 1998 году

    Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках у своего ученика Аркадия Аверьяновича Серякова. Он изображён на картине Богданова-Бельского «У больного учителя». Позже Серяков стал руководителем Татевской народной школы.

   Похоронен Сергей Рачинский в Татево в семейном склепе.

   До 1924 года школа, основанная Рачинским, носила его имя. Затем Сергея Рачинского, как и его заслуги, забыли на десятилетия. После Великой Отечественной войны это учреждение образования получило статус средней общеобразовательной.  Имя известного педагога школе было возвращено лишь в 1998 году…

Живописец русской деревни

  Но вернемся к самому художнику, творческое наследие которого никто серьёзно не исследовал.  Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» ничего не говорится о творчестве этого выдающегося мастера. К слову, его обычно называют живописцем русской деревни. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

     О матери будущего художника неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте. Уже в шесть лет мальчик пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

   Далее он учится в Шопотовском начальном двухклассном училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево Рачинский. Два года обучения в этом учебном заведении во многом определили его дальнейшую жизнь.

  Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в месяц.

«Еловый лес»

   Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, – «Еловый лес». По отзывам Василия Поленова и Валентина Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище.

   Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются. Этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же, он по-прежнему получает содержание от Сергея Александровича Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

   Окончив пейзажное отделение художественного училища, Николай Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится Илья Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы работает и учится во Франции, Германии, Италии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства.

Эмиграция

    Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились. В 1921 году Николай Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия.  Спокойная природа Латгалии с её озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Однако в Россию он так и не вернулся…

    Отличительная черта творчества Николая Богданова-Бельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Его работа насыщена деталями, открывающими внутренний мир героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника. Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера и споры о периоде написания того или иного полотна возникают до сих пор.

Последний год жизни

   В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец ушел из жизни в возрасте 77 лет. Это произошло 19 февраля 1945 года. Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии.  Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

 

школа

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи»  — «Моделью для художника при написании картины стала киргизская девочка из села Орто-Сай».

Наталья Швец

Репродукция картины Николая Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»

Фото школы в Татеево — открытые источники