Забытое полотно

Забытое полотно Александра Литовченко хранилось в запасниках Третьяковской галереи

забытое полотноЗабытое полотно Александра Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского», на котором показан исторический момент интронизации митрополита Новгородского Никона на Патриарший престол, долгие годы лежало в запасниках Третьяковской галереи. Зрители смогли увидеть его лишь на выставке 2011 года.

    Эта работа Александра Литовченко мало знакома публике и специалистам-искусствоведам. И всё потому, что долгие годы не покидала запасников Третьяковской галереи, хотя и была приобретена Павлом Третьяковым в 1886 году. До сих пор не известно — выставлялось ли полотно в постоянной экспозиции или же со дня покупки так и находилось в запасниках… Только в 2011 году его показали публике после реставрации.

   Следует отметить, что реставрация носила чисто технический характер. Специалисты убрали несколько прорывов полотна, тонировали осыпь красочного слоя. Больше всего им пришлось повозиться с рамой, которая была выполнена по рисунку самого художника. Так что в принципе полотно предстало в том виде, в каком его нарисовал мастер.

Сюжет

  В основе сюжета картины – эпизод чина интронизации митрополита Новгородского Никона на Патриарший престол в 1652 году. На холсте воспроизведена торжественная сцена в Успенском соборе Московского Кремля. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, которые привезли из Соловецкой обители в Москву и выставляли в течении десяти дней.

  Рядом с ним — облаченный в патриаршию мантию владыка Никон, который, как известно из летописей, имел крутой нрав.

  Однако никто и никогда не рассказывал о том, как патриарх, из-за которого начался раскол в православной церкви, выглядел. Поэтому художнику пришлось самостоятельно искать подходящую натуру. Прообразом святейшего владыки стал критик Владимир Стасов. Именно его высокая, сильная фигура помогла воплотить внешний облик Никона. Наброски одеяния художник делал в Патриарших палатах. А вот клобук, напоминавший цезарский головной убор, сшил сам.

   И ещё. Работая над картиной, Александр Литовченко специально изучал архитектуру и росписи Успенского собора Московского кремля, коллекцию Оружейной палаты и во всём старался быть верным истории и историческим фактам.

   Однако в силу того, что картина писалась в XIX веке, мы видим интерьер Успенского собора и серебряную раку святителя Филиппа такими, какими они стали после реставрации.

Об авторе

     Российский исторический и религиозный живописец, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников, член Товарищества передвижных художественных выставок Александр Дмитриевич Литовченко родился на Украине в г. Кременчуг в 1835 году в бедной мещанской семье.

    Он довольно неохотно рассказывал о своём детстве, однако друзья знали, что рисовать начал очень рано. Более того, отправился в Санкт-Петербург и поступил в Академию Художеств.

    Там его занятия шли довольно успешно. В 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд. В 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» был удостоен малой золотой медали. Жилось ему в ученичестве очень трудно, поэтому подрабатывал ретушёром.

Бунтарь

     9 ноября 1863 года стал для Литовченко знаменательным. В этот день он присоединился к тринадцати молодым художникам, отказавшимся от данной академическим советом программы на большую золотую медаль, и покинул Академию. В историю искусства это событие войдёт как «Бунт четырнадцати». Однако, диплом классного художника второй степени ему всё-таки выдали. Более того, в нём значилось, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».

    По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели». После её распада вошёл в «Товарищество передвижных выставок» и в 1878 году начал выставлять там свои произведения.

Не угодил

  Но в 1868 году Александр Литовченко за картину «Сокольничий» получил звание академика и решил добиваться профессорства. Академия предоставила ему мастерскую, где он в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею».

   К сожалению, на совете, где ему должны были присвоить звание профессора, картину признали неудовлетворительной в историческом и археологическом отношениях. Художник не согласился с этим определением и просил более определенных указаний и объяснений. Ответ прозвучал довольно неожиданно: совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник окончательно отошёл от Академии и до самой смерти относился к ней достаточно негативно.

Известные полотна Литовченко

     Широкой публике известны его полотна «Олимпийские игры» (Академическая выставка 1860 года), «Царь Пётр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам» (Академическая выставка 1862 года), «Тамара» (Академическая выставка 1863 года). За эту работу мастеру была объявлена благодарность академического совета.

  Литовченко также написал «Лобзание Иуды» и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея», доставившие ему третью и вторую денежные премии, портреты господина Зеленова и госпожи N, портрет М.В. Дурново…

   Расписывал он образа в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, сделал семь религиозных картин в московском храме Христа Спасителя, рисунки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом художника Вячеслава Шварца. Всё это хранится в Третьяковской галерее.

    За свою жизнь художник написал более пятисот работ. Увы, но от этого огромного творческого наследия до нашего времени в большинстве случаев дошли только названия.

Крупного следа в живописи Литовченко не оставил

   После смерти художника в 1890 году в журнале «Всемирная Иллюстрация» появилась такая статья о художнике:

     «Литовченко не внёс в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приёмов. Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и не разнообразна. Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будет забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании Товарищества передвижных выставок. За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России. Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи. Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель (sic) товарищества, одним из «главных пионеров русского искусства».

    А вот что о художнике написал в своих воспоминаниях известный литературовед Пётр Полевой:

    «Он представлялся мне простым, наивным русским человеком, несколько способным к похвальбе и преувеличенью (как и все истинно русские люди), но чрезвычайно добродушным и симпатичным. Особенно приятно поражала меня в Литовченке его любознательность, его желание узнать, как можно больше об излюбленной русской старине, его жадность в собирании и накоплении о ней сведений и всякого рода материалов. Чуть бывало увидит новые фотографии, новые книги по археологии, сейчас ухватится за них, попросит дать ему на время — и все выспрашивает меня, и извлекает из-под спуда неизвестное ему и страстно любимое».

 

Наталья Швец
Репродукция картины Александра Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —
«Василий Смирнов изобразил русского святого, князя Михаила Черниговского за минуту до гибели»