Жемчужиной русской живописи называл Третьяков эту картину

Жемчужиной русской живописи

Жемчужиной русской живописи называл Третьяков картину Айвазовского «Радуга»

Жемчужиной русской живописи

Жемчужиной русской живописи называл Павел Третьяков картину «Радуга», написанную художником-маринистом Иваном Айвазовским. Коллекционер, не раздумывая, купил её у автора. «Радуга» стала ответом Айвазовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера рисования не современна, а дарование иссякает.

  За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский написал около шести тысяч картин. Главенствующее место в его творчестве на протяжении более шестидесяти лет занимали морские пейзажи. Однако полотно «Радуга» положило начало новому этапу в жизни живописца, заметно выделяясь на фоне других работ. На первый взгляд, это типичное для автора изображение «кораблекрушения», но вместе оно отличается от предыдущих полотен Айвазовского. Особенно это заметно в колористическом решении. Несмотря на очевидную романтичность, признали критики, в «Радуге» прослеживается несомненный уклон в сторону реализма.

Сюжет

  На холсте мы видим бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега, возможной причиной крушения которого стал подводный риф. Буря написана художником настолько реалистично, что кажется он сам побывал в этой стихии. Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь пелену едва заметны очертания скалы и силуэт тонущего корабля. Мачты ещё целы, но он лёг на бок и постепенно погружается в пучину.

   Моряки пытаются спастись на шлюпке. Кормчий указывает им направление, куда следует плыть. Люди измучены борьбой со стихией, они сохраняют остатки сил, откинувшись к бортам, потому что вскоре должны будут сменить гребцов. Внезапно появившаяся на небе радуга даёт всем надежду на спасение и уныние моряков сменяется оживлением. Этой улыбкой неба автор недвусмысленно намекает, что в жизни нет ничего непреодолимого.

Способности с детства

    17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна», которому в будущем предстоит стать известным художником-маринистом.

  Некоторые прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди их предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

  Художественные и музыкальные способности Иван Айвазовский стал показывать довольно рано. Ещё в детстве он самостоятельно научился играть на скрипке. Первым внимание на способности мальчика обратил феодосийский архитектор Яков Христианович Кох.

   Он всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Именно Кох дал ему первые уроки мастерства и рекомендовал феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. С помощью главы города после окончания феодосийского уездного училища Айвазовского зачислили в симферопольскую гимназию. Затем мальчик был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Необычное решение Академии

    Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль, а их автор определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Во времена учебы у Таннера Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжает писать пейзажи. Более того, он представляет пять картин на осенней выставке Академии художеств, где получает благожелательные отзывы критики. Его учителю это не понравилось и он пожаловался Николаю I. В результате по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.

  Прощение художник получил лишь через полгода. Его отправили в класс к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Спустя несколько месяцев Айвазовский получает Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов в учении, преподаватели Академии приняли необычное решение: выпустить Ивана из академии на два года раньше положенного срока и послать его на это время в Крым для самостоятельной работы. После чего — в командировку за границу на шесть лет.

Успех в Италии

 В конце лета 1839 года Иван Константинович возвращается в Петербург, получает аттестат об окончании Академии, первый чин и личное дворянство. Через год вместе с другом по пейзажному классу Василием Штернбергом он отправляется в Рим. По дороге в вечный город друзья останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Айвазовский познакомился с Гоголем и побывал на острове св. Лазаря. Там после многих лет разлуки он повидался с родным братом Габриэлом, обучавшемся богословской науке в армяно-католическом монастыре на острове. Айвазовский оставил в подарок монахам одну из своих работ на библейские сюжеты — картину «Хаос. Сотворение мира». Ещё одна картина на тему сотворения мира была куплена папой Григорием XVI, который наградил Айвазовского золотой медалью.

   В целом, художнику из России в Италии сопутствовал не только коммерческий успех, к нему оказались благосклонны и критики. В те годы за своё творчество он получил ещё одну золотую медаль, на этот раз Парижской академии художеств. Осенью 1844 года, в возрасте 27 лет, художник вернулся на родину.

 И сразу молодой Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, затем — профессором Петербургской академии художеств. Надо сказать, он также состоял в академиях художеств Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

   Иван Константинович знаменит в основном морскими пейзажами и сражениями. Однако этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию зарисовок прибрежных крымских городов. Изображал степи Украины, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Петербург. Писал картины на библейские и исторические темы. Из-под его кисти выходили и портреты. Однако сам он не считал себя отличным портретистом и брался писать лишь близких людей.

Своим домом он считал Феодосию

   Айвазовский много путешествовал. Он побывал во многих странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, бывал на Кавказе. Из каждой поездки художник привозил темы для новых картин. Уже в возрасте 75 лет Айвазовский вместе с женой посетил Соединенные Штаты Америки и написал там «Ниагарский водопад».

    Но где бы мастер не находился, своим домом он считал Феодосию. «Мой адрес — всегда в Феодосии», сообщал он  в письме Павлу Михайловичу Третьякову. Кроме дома в городе художник впоследствии обзавёлся имением в близлежащей деревне Шейх-Мамай и имел небольшой домик в Судаке.

Первый почётный гражданин

    Айвазовский активно занимался делами Феодосии и немало способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Это он открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, превратив город в один из центров художественной культуры на юге России и подготовив формирование школы живописцев крымской природы. А ещё он инициировал постройку городского концертного зала, позаботился об открытии библиотеки, стал инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой». Выступал и за расширение Феодосийского порта, опубликовав открытые письма, в которых обосновывал преимущества строительства морской гавани именно здесь. Благодаря в том числе его усилиям в городе был построен самый большой в Крыму торговый порт.

   Художник серьёзно занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов. К слову, часть найденных в них предметов сегодня хранится в Эрмитаже. На свои средства и по собственному проекту на горе Митридат Айвазовский построил новое здание для Феодосийского музея древностей. К сожалению, это строение было взорвано в годы Великой Отечественной войны отступающими из Крыма советскими войсками.

  В конце XIX века Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.

  В тот же год приступили к прокладке водопровода. А в парке у набережной по проекту художника построили фонтан, который сейчас носит имя автора. Воду из него местные жители получали бесплатно.

   За эти и другие заслуги Иван Константинович Айвазовский стал первым почётным гражданином города Феодосии.

Он завещал похоронить себя в Феодосии

  Текст завещания Айвазовского гласил: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

  Перед смертью Айвазовский написал картину «Морской залив». А в последний день жизни приступил к полотну «Взрыв турецкого корабля», которая навсегда осталась незаконченной.

  Умер Иван Константинович 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте 82 лет. В соответствии с желанием похоронили его во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

   В 1903 году вдова художника Анна Бурназян установила на могиле мужа надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора. На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова историка V века Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском — «Профессоръ Иванъ Константиновичъ Айвазовский 1817—1900».

Наталья Швец

Репродукция картины Ивана Айвазовского «Радуга»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» —
Картина «Допрос коммунистов», написанная советским художником Борисом Иогансоном, переносит зрителя в штаб белых»