Особняк Носова на Электрозаводской — образец стиля модерн

Особняк Носова на улице Электрозаводская —  жилой дом купца-старообрядца Василия Дмитриевича Носова — был построен в 1903 году в стиле модерн по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. Сейчас в нём располагается Молодёжный историко-культурный центр «Особняк Носова» и филиал Российской государственной библиотеки для молодёжи — нотно-музыкальный отдел.


  С начала 1880-х годов участок земли между Лаврентьевской (с 1929 года — часть Электрозаводской) и Малой Семёновской улицами принадлежал Василию Дмитриевичу Носову — купцу 1-й гильдии, потомственному почётному гражданину города, владельцу расположенной по соседству фабрики Промышленно-торгового товарищества Носовых (улица Малая Семёновская, вл. 5-7).

 Предприятие это славилось качеством своей текстильной продукции: платками, пуховыми одеялами и сукном для обмундирования. Землю под особняк Носов приобрёл у своего тестя Дмитрия Жучкова. Место было выбрано неслучайно. Во-первых, совсем рядом от старого дома, который он оставил своему сыну. Во-вторых, новый дом должны были ставить на пригорке, откуда открывался живописный вид на реки Яузу и Хапиловку (сегодня она убрана в трубы). И в-третьих, — близко к фабрике.

  По всей видимости, Василий Дмитриевич не хотел стеснять сына и когда тот в 1902 году женился на Евфимии Павловне Рябушинской — дочери известного русского предпринимателя и благотворителя Павла Михайловича Рябушинского, оставил молодой семье свой главный дом на Малой Семёновской улице, дом 1, стр. 1. А себе построил поскромнее. 

Главный дом 

  Новым своим особняком Носов остался доволен. А вот главный дом усадьбы, подаренный молодой семье, энергичная Евфимия Носова-Рябушинская отреставрировала, пригласив известных мастеров эпохи: архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, художников Валентина Серова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова и Мстислава Добужинского.

 Дом, по свидетельству современников, не отличавшийся особым уютом, был заново отделан и дополнился пристроенным залом, в котором хозяйка намеревалась открыть картинную галерею по примеру Третьякова. Но не успела.

 Осенью 1917 года, опасаясь реквизиции, Носова передала все художественные ценности в Третьяковскую галерею и вскоре уехала за границу. А в её доме в 1917 году работала бесплатная столовая для 2500 красногвардейцев и рабочих. После революции недвижимость и производство Носовых национализировали. Семьи Василия Носова- младшего и дочери Варвары эмигрировали, сам же Василий Дмитриевич перебрался в подмосковную Перловку, где вскоре скончался.

В основе — американский модерн

   Проект нового особняка Носов заказал в 1902 году Льву Николаевичу Кекушеву. Первоначально Носов пожелал построить особняк по образцу, увиденному им в американском журнале Scientific American. В феврале 1903 года Кекушев подал на утверждение в городскую управу проект, выполненный в подражание американским коттеджам в стилистике королевы Анны, с фахверковым декором, островерхими щипцами и шатровой башенкой.

 Однако через месяц после подачи проекта замысел изменился. К тому же у владельца участка возникла идея сделать к будущему деревянному дому каменную пристройку с лестницей и двумя жилыми комнатами. Дом был возведён относительно быстро с апреля по декабрь 1903 года. Но в ходе строительства в проект неоднократно вносились правки. Одной из причин стал сложный рельеф участка.

 В результате был построен двухэтажный деревянный дом на каменном полуподвале, с обширными террасами, фигурными козырьками, резным деревянным декором. И хотя биограф Кекушева и исследователь московского модерна Мария Владимировна Нащокина считает, что образцами для архитектора и заказчика могли стать ранние постройки Фрэнка Ллойда Райта и другие американские постройки в стиле модерна, тем не менее, утверждает она: «реализованные формы кекушевской постройки всё же совершенно оригинальны: в Америке никогда не было такой лёгкости в обращении с деревянными конструкциями <…> и такой зримой их материальности».

Дом на каменном подвале

 Решённый в жёлто-коричневой гамме деревянный дом с оштукатуренными стенами стоит на высоком каменном подвале. К нему примыкают полукруглые веранды, прежде их было три, интересны разные по размерам и форме окна с полукруглыми же наличниками и далеко выступающие, что характерно для творчества архитектора Кекушева.

 Свесы карнизов, множество резных деталей и даже решётка ограждения в стилистике модерна производят впечатление движения навстречу входящему, будь то хозяин, гость, посетитель или просто залюбовавшийся красотой здания прохожий. Над центральной верандой — открытая площадка для отдыха летом. Отделка помещений скромна, но вкус архитектора безукоризненный. Потолки украшают изображения сказочных птиц, словно сошедших с иллюстраций Билибина. Непременная деталь: каждый свой дом Кекушев украшал изображением льва — скульптурой, мозаичным панно на фасаде или деталью интерьера, до наших дней не сохранилась.

Условия для комфортного проживания

 Этот дом великолепен и вполне современен даже для нашего времени. Купец сделал всё, чтобы ему там было удобно жить. В особняке имелось электрическое освещение, центральное отопление, горячее водоснабжение, канализация и приточно-вытяжная вентиляция.

    Подогревалась даже скамья на лестничной площадке, чтобы можно было подолгу сидеть в окружении комнатных растений и поглядывать в окно. Скажу более, Кекушев, ограниченный сжатыми сроками строительства, для ускорения производства работ использовал особые технологии кладки кирпича, позволяющие стене подвала быстрее просохнуть, а также изменил конструкцию сруба, расположив часть брёвен «в стояк».

Особняк разделён на две половины

   Как полагалось в те времена у богатых людей, особняк был разделён на мужскую и женскую половины. На первом этаже размещались комнаты самого Носова и прислуги. На втором — одной из его дочерей. Главный фасад здания был украшен открытой деревянной верандой с резным декором, к которой сбоку вели два крыльца. Другие два входа в дом были сделаны на боковых его фасадах.

   Интерьеры в основном отделывались разными сортами дуба. Этим деревом были полностью оформлены прихожая, нижние части стен холла, кабинета, двухмаршевая лестница. Камины были отделаны резным деревом, майоликой и украшены бронзовыми накладками. С правой стороны дома располагался служебный корпус — каретный сарай с белокаменной отделкой, стоявший вплотную к подпорной стенке, отделявшей участок от территории усадьбы Носовых на Малой Семёновской улице. В 1910 году архитектор Александр Наумович Агеенко возвёл одноэтажную пристройку к служебному корпусу, что несколько нарушило его первоначальную симметричную композицию.

 После Великой Октябрьской революции особняк национализировали, в 1918 году семью Носовых выселили. В советское время в нём в располагались детские ясли, общежитие рабочих ткацкой фабрики, НИИ «Шерсть».

Новая жизнь 

   К сожалению, за время эксплуатации были утрачены деревянные детали отделки, застеклены изначально открытые веранды и балкон, снесены веранда и крыльцо с южной стороны, сооружена одноэтажная пристройка к северо-восточному крыльцу, устроены санузлы в подвале. В 1989 году дом передали Государственной республиканской юношеской библиотеке.

 И в 1991 году приступили к реставрации здания, которая длилась с перерывами до 2009 года.

Братья-старообрядцы

  Носовы были обычными крестьянами одной из старообрядческих общин Преображенского района. Братья Дмитрий, Иван и Василий работали ткачами на местной фабрике. Им довольно быстро удалось освоить производство и скопить немного денег, что позволило основать собственную ткацкую фабрику по созданию драдедамовых (тонкосуконных) платков. Произошло это в 1829 году, а сама фабрика располагалась в их небольшом родовом доме.

  Работников нанимать было не на что, и братья сами ткали и красили платки, а мать и жены обшивали их бахромой. Известно, что старообрядцы не пьянствуют, дела ведут аккуратно и честно, копейку берегут, друг друга поддерживают… Вот дело и пошло в гору. Производство развивалось, осваивался новый ассортимент, дожили Носовы и до заказов на изготовление рубашек и мундирного сукна для армии и флота.

  Производство быстро набирало обороты, и к 1843 году на фабрике работали уже 311 человек. Ещё недавно братья брали в старообрядческой общине кредит (500 тысяч рублей, который быстро выплатили), а уже их наследники учреждают с капиталом в три миллиона «Промышленно-торговое товарищество мануфактур братьев Носовых», которое возглавил сын Дмитрия Василий. 

 После Великой Октябрьской революции ткацкой фабрике Носовых дали гордое имя «Освобождённый труд».

Легенды 

 Про старый и новый дома Носовых складывали легенды: одни говорили, что здания соединяет между собой подземный ход, другие — что в особняке водятся привидения былых исторических персонажей.

   Вроде как экстрасенсы с ними в астрале общались. Подземные ходы и правда существуют, а вот есть ли призраки… Кстати, именно здесь снимался фильм о работе советских разведчиков «Вариант «Омега», где в главной роли снимался Олег Даль.

  Проект инициирован главой муниципального округа Преображенское Надеждой Иноземцевой и направлен на развитие интереса жителей к истории малой родины.

особняк
Семейство купца Василия Дмитриевича Носова.
особянк
Купец Василий Васильевич Носов
особянк
Особняк Носова на Электрозаводской
особняк
Внутренние интерьеры особняка Носова

Наталья Швец

Фото: Яндекс. карты и архив Особняка Носовых

Предыдущая публикация по теме: Девятая Рота — самая восточная улица Преображенского