Выставка «Среди коллекционеров. Архитектурная графика из собрания Владимира Згуры» представлена в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция, посвящённая основателю «Общества изучения русской усадьбы» Владимиру Васильевичу Згуре, открыта до 26 февраля.
Владимир Згура был редким, поистине универсальным специалистом и удивительным человеком — искусствовед, историк, москвовед, знаток русской усадьбы, обладавший феноменальной памятью, художник-любитель и музыкант с выдающимися организаторскими способностями и преподавательским даром.
Выставка Музея архитектуры посвящена его малоизвестной ипостаси — Згуре-коллекционеру. Впервые показаны материалы из его личного собрания, о существовании которого было известно лишь узкому кругу специалистов.
В собрании архитектурной графики представлено несколько ценных чертежей по церковному зодчеству, например, редкий подписной чертёж архитектора Михаила Петровича Коринфского или план утраченной церкви Рождества Богородицы в усадьбе Самуйлово Смоленской области, к которой Згура проявлял особый интерес.
Как историк архитектуры Згура не прошёл мимо отдельного пласта архитектурной графики — трогательно неумелых доморощенных чертежей, выполненных, вероятно, самим владельцем усадьбы — любителем искусств или крепостным архитектором. Таковы представленные на выставке проекты иконостасов неизвестных церквей. Большой любовью Владимира Васильевича Згуры пользовалось творчество московского архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева — одного из ведущих мастеров московского ампира. Згуре удалось купить значительную коллекцию чертежей и рисунков Григорьева (а также архитектора Доменико Жилярди, с которым он постоянно работал в творческом союзе) у наследников архитектора, часть черновых набросков и эскизов он получил в подарок.
В 1926 г. в Казани Згура устроил выставку чертежей Григорьева из своего собрания. Вступление к опубликованному каталогу выставки он расценивал как подступы к большой монографии о Григорьеве, к сожалению, неосуществлённой. Несколько наиболее характерных проектов Григорьева и набросков Жилярди из значительного собрания Згуры являются важной частью экспозиции.
На выставке представлено также несколько графических листов со штампом «О.И.Р.У.» самого разного художественного достоинства — от блестящего чертежа ограды Летнего сада до эскизов декоративных орнаментов, выполненных рукой художника-любителя. Прежде из собрания ОИРУ были известны лишь фотографии, выполненные его членами.
Очевидно, Владимир Васильевич Згура со временем хотел передать свою коллекцию этому обществу. Это позволяет предположить представленный на выставке проект павильона, на обороте которого имеются два штампа — «Из собрания В. В. Згуры» и «О.И.Р.У.».
Ксения Чупкина
Фото: сайт Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Публикация по теме: О профессии реставратора расскажут в Музее архитектуры