Столетию плана ГОЭРЛО посвящается экспозиция

гоэрло
Леонид Шматько. В.И. Ленин у карты ГОЭРЛО

В Музее Москвы 10 августа открывается выставка «Электрификация», посвященная столетию со дня утверждения плана ГОЭЛРО. Эта памятная дата стала для кураторов музея поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн.

На выставке можно будет увидеть работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Эль Лисицкого, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло.

Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года по заданию Владимира Ленина. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции. МОГЭС, Шатура, Кашира, Волхов, Свирьстрой, ДнепроГЭС и другие точки плана ГОЭЛРО, возникшие на карте, зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, а также изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей.

Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре. Его образ воплощался в форме лампы накаливания, уходящих вдаль линий электропередач, мощных турбин электростанций и отождествлялся с фигурой самого Ленина. Именно в это время формировался миф о вожде, несущем новую энергию, новый свет и новый мир. Каждое из художественных объединений эпохи авангарда находило свой источник вдохновения в теме ГОЭЛРО. Так, образы электрических ламп, турбин и линий электропередач соединились в плакатах конструктивистов Густава Клуциса, Сергея Сенькина, Эль Лисицкого, Александра Родченко. 

Пространство выставки превратится в тотальную аудио- и световую инсталляцию, которую для Музея Москвы сделала видеохудожник, режиссер, архитектор и сценограф Дина Караман. Оно будет разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых расскажет о том, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами будут выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону. Здесь можно будет изучить документы и фотографии, посвященные их жизни и главным творениям: подмосковным Шатурской и Каширской ГРЭС, северо-западным Волховской и Свирской ГЭС, и, конечно же, Днепрогэсу — знаковому сооружению архитектуры авангарда и символу электрификации. Фигура Ленина, отраженная в коллажах и фотомонтажах конструктивистов, плакатах и книгах, скульптуре и графике займет отдельную «башню». Драматический сюжет создания Московского электролампового завода станет последней, шестой «башней» экспозиции.

Ксения Чупкина

Публикация по теме: Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х — на выставке в Музее Москвы