В Музее-усадьбе «Кусково» проходит выставка «Три волны» датского фарфора», приуроченная к знаменательной дате — 245-летию основания Королевской копенгагенской фарфоровой мануфактуры.
Здесь впервые можно увидеть коллекцию художественного фарфора Дании 2-й половины XVIII-начала XX вв., а также изделия европейских мануфактур и Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, испытавших влияние «копенгагенского стиля». На выставке представлены предметы из частной коллекции известного московского собирателя Ирины Рыбак.
В сравнении со многими европейскими предприятиями датские мануфактуры начали выпускать фарфор достаточно поздно. Лишь в начале XVIII в. здесь появились небольшие керамические мастерские по изготовлению гончарных изделий и фаянса. И только в 1775 году был открыт рецепт твёрдого фарфора.
Слава изобретателя принадлежит химику, аптекарю и арканисту Ф. Х. Мюллеру. Члены королевской семьи вошли в состав учредителей фарфоровой фабрики, а королева Дании Юлиана-Мария Брауншвейгская стала автором первой и главной марки предприятия. Изображение трех волн, выполненное синей кобальтовой краской, символизировало три важнейших для государства водных пути: проливы Зунд (Эресунн), Сторебельт и Лиллебельт.
Этот знак словно стал олицетворением трех важнейших периодов в истории копенгагенской фарфоровой фабрики, между которыми случались годы забвения и упадка. «Первой волной» расцвета Королевской мануфактуры и настоящим открытием для мастеров фарфора и его почитателей стало создание в конце XVIII века знаменитого сервиза «Флора Даника», предметы которого украшены точным воспроизведением растений Датского королевства из многотомного ботанического атласа.
«Вторая волна» пришлась на 1830–1880 годы и ознаменовалась выпуском уменьшенных бисквитных копий произведений известнейшего датского скульптора Бертеля Торвальдсена, которого соотечественники называли «датским Фидием». Однако настоящего триумфа в области фарфорового производства и мирового признания Королевской мануфактуре удалось добиться на рубеже веков — в период «третьей волны».
Тогда созданный под руководством Арнольда Крога «копенгагенский стиль» получил повсеместное распространение и стал образцом подражаний на многих фарфоровых предприятиях. Такому успеху способствовало главное открытие Крога — монохромная тональная живопись.
Коллекция датского фарфора Музея-усадьбы «Кусково» — одна из наиболее многочисленных и разнообразных среди отечественных собраний. Это позволило достаточно полно отразить важнейшие периоды в истории фарфорового искусства Дании и продемонстрировать уникальные художественно-стилистические особенности произведений датских мастеров на протяжении нескольких столетий.
Выставка располагается на двух этажах павильона Эрмитаж. Верхний — посвящен становлению и высшим достижениям датских мануфактур. В экспозиции нижнего этажа представлены произведения европейских предприятий, выполненных под влиянием «копенгагенского стиля».
Ксения Чупкина
Публикация по теме: Фестиваль «Органные вечера в Кусково» 2021 — одно из самых ярких событий лета