Выставка «Художники Ткачевы. К 100-летию Сергея Ткачева» в Новой Третьяковке

ткачевы

В Новой Третьяковке  работает выставка «Художники Ткачевы. К 100-летию Сергея Ткачева», приуроченная к юбилею Сергея Ткачева. В экспозиции представлены его ранние произведения, а также картины Алексея Ткачева и первое полотно, написанное братьями Ткачевыми совместно. Выставка открыта до 23 января 2023 года.

Народные художники СССР, действительные члены Академии художеств РФ, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, Ткачевы составили уникальный творческий союз, который существовал более семидесяти лет и стал единственным в отечественном искусстве примером длительным совместного творчества двух братьев. В зале представлены произведения, которые относятся к тому времени, когда художники только вырабатывали авторский метод сотворчества.

В центре — первое написанное «в четыре руки»  полотно Ткачевых «Между боями» (1958 — 1960), посвящённое годам гражданской войны. Вопреки названию, произведение эпизоду, не связанному с военными действиями. В основу этого полотна легли рассказы Петра Афанасьевича Ткачева, отца художников, о курсах ликвидации неграмотности в социалистическом клубе села Овстуг Брянской области, которым он заведовал. 

Эти правдивые истории о тянувшихся к грамоте жителях деревни нашли свое продолжение в многочисленных (более 300) этюдах и эскизах, часть из которых представлена в экспозиции. Работа над картиной шла несколько лет в мастерской художников в подмосковном Подольске и в Доме творчества «Академическая дача» в Тверской области. Моделями служили родственники («Портрет отца», «Группа бойцов» — из собрания художников) и жители соседних деревень («Сергей Ватагин», «В.Бобров»), среди эскизов есть и автопортреты художников.

В основу образа молоденькой гимназистки, попавшей в сельскую школу, легла история Антонины Алексеевны Васильевой — учительницы села Подол недалеко от «Академической дачи». В возрасте восемнадцати лет из Петербурга ее направили в российскую глубинку учить грамоте. Этот случай так впечатлил Ткачевых, что они решили сделать сельскую учительницу главным персонажем на своем полотне.

Богатый подготовительный материал, над которым каждый из Ткачевых работал по-отдельности, позволяет познакомиться с авторским методом создания «большой картины», которому художники были верны всю жизнь: сначала Сергей Петрович и Алексей Петрович писали этюды индивидуально, потом весь собранный материал собирали вместе, обсуждали и вырабатывали композиционное и колористическое решение.

Только после этого и начиналась работа над большой картиной «в четыре руки». Картина «Между боями» была завершена в 1960 году и принесла творческому союзу известность, вскоре она поступила в Государственную Третьяковскую галерею и стала первым произведением братьев Ткачевых в собрании музея. Интерес в экспозиции также представляют более ранние произведения Сергея Ткачева и Алексея Ткачева, написанные до начала совместной работы на последних курсах обучения у Сергея Герасимова в Суриковском институте и во время летней практики на Каспии.

Эти портреты, пленэрные этюды и жанровые зарисовки передают впечатления начинающих живописцев от южной яркости и неповторимой красоты местной природы. В произведениях Ткачевых находят свое продолжение традиции московской школы живописи. В ранних работах Алексея Ткачева уже видна рука талантливого художника: особенно ему удается живопись, построенная на сдержанных серебристо-серых и коричневых тонах и солнечный свет, который как будто пробивается сквозь серебристую пелену.

Интерес молодых художников вызывали и сцены приморской жизни. На картине «Одинокий рыбак» Сергей Ткачев изображает молодого ловца во время вечернего отдыха. Серебристо-жемчужная гамма, в которой написан пейзаж, неяркое пламя костра в отдалении, задумчивая поза изображенного — все это придает фигуре одинокого рыбака романтические черты. Вошедшие в экспозицию произведения Ткачевых были созданы до обращения художников к прославившей их теме русской деревни и жизни на селе, к числу которых относятся «Матери», «У старых бань», «В колхоз» и другие масштабные полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи и других музеев России. 

Ксения Чупкина

Фото: сайт ГТГ

Публикация по теме: Юбилейная выставка художника Михаила Верхоланцева откроется в Сокольниках