Выставка «Порато баско» в Дарвиновском музее

порато баско

Выставка «Порато баско», которая работает в Дарвиновском музее, является итогом долгосрочного исследовательского проекта художниц Ульяны Подкорытовой и Устины Яковлевой в сотрудничестве с куратором, историком искусства Екатериной Шаровой и директором резиденции «Марьин дом», дизайнером Анной Злотко.

В экспозиции «Порато баско», что на поморском говоре означает очень красиво, представлены работы художниц, выполненные в различных техниках: керамика, текстиль, вышивка, фото — и видеоинсталляции в диалоге с экспонатами из музея Марии Кривополеновой. Выставка вырастает из северной земли, где язык произведений является отражением повседневности и где из эстетического опыта создается новая сказка XXI века.

Летом 2019 года искусствовед Екатерина Шарова, более 10 лет работающая с производством и исследованиями современного искусства в Евро-Арктическом регионе России, пригласила Устину Яковлеву и Ульяну Подкорытову принять участие в первой резиденции «Марьин дом» в деревне Чакола Пинежского района Архангельской области.

Обе художницы уже имели знания о Севере, что является редкостью в российском современном искусстве: Ульяна Подкорытова родилась в Абрамцево, органически связанном с Севером через основателя Северной железной дороги Савву Мамонтова, а первая выставка Устины Яковлевой «Усть-Цильма» отсылала к Коми-географии и её корням по материнской линии. В процессе исследования культурного и природного ландшафта Севера художницы встретились с пинежскими исполнительницами былин и скоморошин Еленой Оводовой (театр поморской культуры «Сузёмье») и Екатериной Зориной, изучили литературу, посвящённую северному фольклору, посетили Архангельский краеведческий музей, музей деревянного зодчества «Малые Корелы».

В арт-резиденции «Марьин дом» они работали с северными практиками каждодневности и локальными микроисториями, связанными с национальными историческими культурными нарративами. Также художницы посетили Литературно-мемориальный музей Фёдора Абрамова в д. Веркола, на родине писателя, последний и неоконченный роман которого «Чистая книга» был посвящён Марии Кривополеновой. Эта поездка оказала большое влияние на последующие практики обеих художниц, и тема Севера становится ведущей в их искусстве. 

Ксения Чупкина

Фото: сайт Дарвиновского музея

Публикация по теме: Выставка «Жемчуг и перламутр» в Дарвиновском музее