Бродского называют мастером изображения вождя

Бродского

Бродского называют мастером изображения вождя революции Владимира Ильича Ленина

Бродского

Исаака Бродского ещё при жизни художественные критики называли мастером изображения вождя революции Владимира Ильича Ленина. Одну из самых известных своих работ — картину «В. И. Ленин в Смольном», он завершил в 1930 году, через шесть лет после смерти руководителя страны Советов. По всей видимости, ставилась задача канонизации образа вождя мирового пролетариата.

     Надо сказать, что к моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания крупных полотен. Художника считали признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. Современники были уверены — никто лучше него не нарисует вождя революции. Спорить с этим утверждением сложно. На картинах художника — Ленин будто живой.

   Глядя на полотно «В. И. Ленин в Смольном», которая хранится в Третьяковской галерее, понимаешь, что в жизни и быту Владимир Ильич был скромен и необычайно трудолюбив. Всё это достигалось автором благодаря правдивости, если не сказать документальности изображения. Вплоть до почти натуральной величины роста вождя на портрете. Скрупулёзность в изображении деталей интерьера и костюма главного героя помогают усилить достоверность изображения и подчеркнуть историческую значительность момента.

  Бродский сумел сделать так, чтобы каждый, находясь рядом с полотном, ощутил себя в кабинете Смольного. Картина «Ленин в Смольном» сразу стала популярным произведением. Она неоднократно экспонировалась на крупнейших художественных выставках, воспроизводилась в печати, в том числе массовыми тиражами в виде цветных репродукций. Бродским даже сделано несколько авторских повторений картины, незначительно отличавшихся от первого варианта размерами.

Живописец № 1 для власти

   Исаака Бродского не случайно называли живописцем № 1 для официальной власти. Он долго, много и упорно создавал иконографию советских вождей, бесконечно тиражировал главные образы революции — Владимира Ленина и  Иосифа Сталина, а также Анатолия Луначарского, Клима Ворошилова, Михаила Фрунзе,  Михаила Калинина и других.

  Затем он увлекся глобальными многофигурными композициями: «Ленин и манифестация», «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров». Работая над ними, он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения.

  Кроме того, Исаак Израилевич продолжает работу над образом Ленина. Основываясь на зарисовках и фотодокументах, он создал картины — «В.И. Ленин на фоне Кремля», «В.И. Ленин на фоне Смольного», «В.И. Ленин на фоне Волховстроя», «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», за неё художник был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже, и многие другие. Картина «Ленин в Смольном» стала завершающей работой серии «Лениниана».

Чуковский о Бродском

   Известно, что для выполнения главного госзаказа мастер по примеру глав средневековых цехов живописцев, привлекал целую армию подмастерьев. Они рисовали, а Бродский вносил в картины небольшие поправки и ставил подпись.

  В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году, так описывал стиль работы художника: «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

  Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией.

  Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.…».

«Красный барин»

   Говорят, однажды Исаак Израилевич пригласил к себе на роскошный обед одного из лидеров русского авангарда, безработного художника, нещадно травимого критикой и властью, нищего и голодного, Павла Филонова, а тот не пошёл. Не захотел испортить биографию дружбой с «красным барином», жившим в отношении начальства по принципу «Чего изволите?»… И что удивительно, многие коллеги его поддержали.

   Но нельзя говорить об этом художнике столь однозначно. Исаак Бродский был невероятно талантлив, трудолюбив и энергичен. И как знать, если бы не он, смогла бы возродиться Всероссийская Академия художеств, директором которой он был назначен в 1934 году. За короткий срок прежнее руководство умудрилось всё развалить, уничтожить дух самой академии и её материальный фонд. Бродскому пришлось начинать буквально с нуля.

В академию Бродского приняли без экзаменов

    Итак, Исаак Израилевич Бродский был родом из еврейской семьи. Его родители были уверены: профессия художника – слишком ненадежный способ обеспечить себе безбедную жизнь. Они видели в нём архитектора и не могли представить известным художником, да ещё и личным живоспицем сильных мира сего! Оно и понятно — семья  проживала за чертой оседлости в Таврической губернии.

   Надо сказать, что поначалу мальчик хотел стать музыкантом. Потом ему понравилось перерисовывать картинки из церковного календаря. Затем захотел учиться рисовать у настоящих художников. Ближайшим подобным учебным заведением была Одесская рисовальная школа, куда он и поступил. Школа вскоре стала Художественным училищем при Академии художеств, куда в 1902 году его приняли без экзаменов.

Любимый ученик Репина

   Известно, Исаак Израилевич был любимым учеником Репина и поддерживал с ним дружеские отношения до последних дней великого мастера. К слову, первое знакомство с Ильёй Ефимовичем случилось на приёмном экзамене по рисованию живой натуры. Курс Репина был переполнен, но Бродский сумел попасть на испытания. Ему досталось место, откуда модель была видна в очень сложном ракурсе. Великий живописец высоко оценил работу начинающего художника и ставил её в пример остальным ученикам.

  Однако, следует отдать должное Бродскому. В отличие от других учеников Репина, которые слепо копировали манеру мастера, он выработал собственный стиль. Его называли «ажуром» и он тоже стал образцом для подражания.

   Годы, которые Бродский провел в Академии, были периодом нарастающего революционного движения. Молодые умы волновала мысль демократизации власти и общества, они мечтали об изменениях внутреннего распорядка Академии художеств.

   Естественно, молодой Бродский не остался в стороне. Он создал несколько карикатур на политические темы для сатирических журналов и сделал эскиз картины «Красные похороны». В Академии его отвергли по политическим соображениям. А потом и вовсе исключили как политически неблагонадежного студента. К слову, именно Репин отстоял своего ученика, когда Бродский был на грани изгнания из Академии за карикатуры на представителей власти в пору повального увлечения студентов политикой.

Поездка за границу

  В 1908 году обучение подходит к концу. Он представляет на суд строгой комиссии два программных произведения: «Тёплый день» и «Портрет Л.М. Бродской». За картину «Теплый день» Исаак Израилевич был удостоен Золотой медали и возможности обучения заграницей.

  Художник отправляется во Францию, путешествует по Англии, Испании и Германии. Результаты его поездки так вдохновили Совет Академии, что было принято решение о дополнительной командировке за границу. На этот раз Бродский живёт в Италии на острове Капри, довольно часто посещает писателя Максима Горького. Эта поездка была столько же продуктивна, как и предыдущая. Её результатом стали портреты писателя, картина «Сказка», где используется символистская фантастика, и др.

  Интересно, что следуя заветам своего учителя и помня слова Репина о «кривляниях», Исаак в штыки принимает творчество авангардистов. После посещения мастерских Пикассо, Брака, Матисса Бродский навсегда становится приверженцем традиционной, реалистической живописи.

  Вернувшись из путешествия, он начинает искать свою живописную манеру. В пейзажах использует живописный язык символизма и модерна, стремится поэтизировать образ русской природы. Его картину «Зима в провинции» отметили Золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Художник упорно трудится, его работы бесподобны, он обласкан вниманием публики и критиков…

Он всегда умел находиться в нужном месте

  До революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников».

  Среди историков искусства есть убеждение, что, если бы не Великая Октябрьская революция, Исаак Бродский быстро достиг бы положения и уровня жизни таких звезд салонной живописи, как Константин Маковский и Генрих Семирадский. Вполне вероятно, ибо так и осталось неизвестным, насколько искренне он приветствовал крах самодержавия и последующую победу советской власти. Но как бы там ни было, Бродский, в отличие от многих своих коллег по цеху, остаётся в России и переживает глобальные потрясения вместе со своей страной.

   Времена мирных пейзажей и утончённых женских портретов прошли, и Бродский смело идёт туда, где вершится история, чтобы запечатлеть тех, кто следовал впереди. Например, после Февральской революции передовое общество носило на руках премьера Временного правительства Керенского, и художник пишет его портрет. Бывшего адвоката он представляет настоящим богатырём, способным возродить страну к новой славе. Кстати, художник заканчивал этот портрет уже после прихода других героев.

Коллекция началась с трёх рисунков Репина

  Помимо рисования была у Бродского ещё одна страсть. На протяжении нескольких десятилетий Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII – начала XX веков. Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения Ильи Репина и Василия Сурикова, Владимир Маковского и Василия Поленова, Исаака Левитана и Валентина Серова и многих других, была одним из лучших частных собраний в 1920-е гг.

  Началась она с трёх рисунков Репина, которые он подарил любимому художнику ещё во время учебы в Академии. Потом она стала пополнятся произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам.

Художник завещал её народу

   За свою жизнь Бродский собрал более тысячи произведений. Он щедро делился своими сокровищами: осенью 1930 года подарил около трехсот работ Бердянску, где прошло его детство. Столько же работ было подарено в 1936 году Днепропетровскому художественному музею, ряд работ – другим музеям страны, в том числе Одесской картинной галерее (ныне – Одесский художественный музей).

  По завещанию художника оставшаяся часть коллекции была передана родными в дар Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. И в 1949 году в квартире, где Бродский прожил последние 15 лет своей жизни, был открыт музей (Михайловская площадь, дом 3).

Наталья Швец

Репродуция картины Исаака Бродского «В.И. Ленин в Смольном»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Николай Ге специально написал картину к Первой выставке художников-передвижников»