«Эстафета по кольцу „Б“» Дейнеки

эстафета по кольцу „Б

«Эстафета по кольцу „Б“» укрепила репутацию Александра Дейнеки как интерпретатора спортивной темы

эстафета по кольцу „БСамая известная «спортивная» картина советского художника Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу „Б“», созданная в 1947 году, укрепила его репутацию интерпретатора темы спорта. Эта работа была представлена на многочисленных всесоюзных, всероссийских и международных выставках. А в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Александр Дейнека за неё, панно советского павильона «За мир» и картины «Оборона Петрограда» и «Окраина Москвы. 1941 год» был награждён золотой медалью.

   История гласит — Первая легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу состоялась 2 мая 1922 года. Организатором выступала Главная школа физического образования трудящихся. Потом учреждение переехало в Ленинград и мероприятие в Москве перестали проводить.

   В 1927 году эстафету возродила газета «Вечерняя Москва» и журналист Герман Колодный. Состязания проводились ежегодно, даже война не помешала этим забегам. Маршрут, длина дистанции и количество участников были разными.

Идея картины родилась не сразу

  В 1947-м, когда была написана картина, главным судьёй Легкоатлетической эстафеты по Садовому кольцу стал генерал-полковник авиации Михаил Громов. В том году успешнее всех выступили представители спортивного общества «Динамо», среди которых бежали чемпион Европы Николай Каракулов и двукратная чемпионка Европы Евгения Сеченова, а также чемпионка СССР по легкоатлетическим дисциплинам и обладательница Кубка СССР по хоккею с мячом Александра Чудина.

   В конце сороковых художник жил в доме 25 по улице Чайковская, так что мог не только наблюдать за проведением легкоатлетической эстафеты, но и делать наброски. Однако идея написать большое полотно пришла к нему не сразу.

Использовал кино и фото-материалы

   Следует отметить, что  наряду с натурными зарисовками Дейнека при создании картины «Эстафета по кольцу „Б“» прибегал к возможностям кино и фото-материалов. Художник использовал десятки фотографий, изучая технику и пластику бегунов. Всё это позволило ему фиксировать позы, жесты, движения бегунов, длящиеся считанные секунды.

  Позже Александр Дейнека напишет: «Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы. Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского. Писал я эту картину в 1947 году. За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической».

  Художник изобразил на картине три пары бегущих спортсменов: трое юношей и три девушки. По всей видимости, это вырвавшиеся вперёд лучшие участники своих команд. За ними — пустое Садовое кольцо. Виден жилой дом Военно-морского флота на Новинском бульваре.

  Композиция строится вокруг белой линии на асфальте, которая обозначает финиш одного этапа и старт следующего. Атлеты приближаются к ней или удаляются от неё. Девушки передают эстафетную палочку юношам, которые побегут следующий отрезок.

   Несколько позже, в 1950 году, Александр Дейнека напишет ещё одну картину с похожим названием и сюжетом, которая сейчас хранится в частном собрании.

Среди зрителей сам автор

  Попавшие на холст немногочисленные зрители, среди которых выделяется мужчина в тренировочном костюме с надписью на груди «СССР», находятся на правой передней стороне полотна. К слову, некоторые искусствоведы считают, что фигура на дальнем плане — сам художник. В доказательство обычно приводится уверенная посадка головы и чёткий профиль, похожий на фотографические изображения Дейнеки 1930-х годов.

   По всей видимости, изображая себя, художник хотел показать, что сам находится «в самой гуще повседневной действительности, среди своих любимых героев».

  Дейнека включил в картину архитектурные образы: три многоэтажных здания, среди которых жилой дом Военно-морского флота под номером 12 на Новинском бульваре. Над головами советских граждан реют флаги с эмблемами спортивных организаций.

  Размер полотна довольно большой и составляет более чем 3 на 2 метра. Сейчас картина «Эстафета по кольцу „Б“», как и другие работы автора, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Наталья Швец
Репродукция картины Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу „Б“»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Снегири. Детский сад» — полузабытая картина Николая Ульянова»