Фёдор Рокотов и расцвет портретной живописи

Фёдор Рокотов открыл период блестящего расцвета русской портретной живописи

фёдор РокотовВыходец из крепостных Фёдор Рокотов открыл период блестящего расцвета русской портретной живописи второй половины XVIII века. К сожалению, о жизни художника практически ничего неизвестно.

    По сей день искусствоведы спорят — был или нет Рокотов крепостным. Всё дело в том, что его имя стояло под «Правилами Московского английского клуба». А там могли состоять только дворяне. Поэтому долгое время считалось, что художник принадлежал роду псковских дворян Рокотовых.

  Однако в середине 1950-х годов учёные обнаружили челобитную Рокотова, датированную августом 1776 года. В ней он просил освободить от крепостной зависимости своих племянников. Естественно, тут же возникла версия о его крепостном происхождении. После долгих дискуссий искусствоведы сделали предположение, что Фёдор Рокотов мог быть незаконным «хозяйским» ребёнком. Скорее всего, его отцом был князь Петр Репнин, давший сыну вольную ещё в юные годы…

Художественный дар Рокотова заметил граф Шувалов

  В 1755 году в Санкт-Петербурге открылась Академия Художеств. Граф Иван Шувалов приехав в Москву набирать одарённых юношей, замечает Фёдора Рокотова и увозит в столицу. Юноша поступает на службу в Сухопутный шляхетский корпус. Подтверждением тому служат его работы, на которых запечатлены кадеты. Выполнены они довольно непосредственно. В ходе службы  Фёдор получает чин ротмистра, который даёт ему дворянство, тут же увольняется с военной службы и полностью отдаётся живописи.

   В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Его учителями становятся иностранные мастера Луи Ле Лоррен и Пьетро Ротари. Благодаря им, молодой художник усваивает принципы эстетики рококо. Вскоре ему даже разрешают надзирать над другими учениками. Написанные Фёдором в то время портреты демонстрируют отличное знание приёмов современной ему западноевропейской живописи.

Портрет императрицы

 А вскоре Рокотов получает невероятное предложение. Молодому художнику доверяют  писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

 В 1765 году он был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Луки Джордано «Венера и Амур». Но преподавательская деятельность в Академии не была занятием прибыльным. Дело в том, что руководство запрещало академикам вести частную портретную практику. Поэтому Рокотов принимает решение покинуть Петербург и вернуться в Москву.

Жизнь в Москве

  Здесь на него буквально посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. К тому же, за свои работы Рокотов брал немного —  всего 50 рублей. Для сравнения — иностранные художники требовали в 15 раз дороже. Кроме того, основное внимание он уделял похожести лица, а не отделке платья, что очень нравилось заказчикам. В итоге, довольно скоро художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи, изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

  Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает. Особенно при том, что он «никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры». Вероятно, многие из полотен были выполнены вместе с учениками. Доподлинно известно, что в его доме жили четверо крепостных, которые помогали ему в работе. Именно в Москве и был написан портрет, о котором пойдёт речь ниже.

Братья Орловы

  Все братья Орловы, те самые, которые помогли Екатерине II взойти на престол, были незаурядными личностями. Самый известный из них, Григорий, был фаворитом императрицы, но оставил след в истории не только этим. Уже одно то, что он спас Москву от чумы и в его честь в Царском селе воздвигли ворота с надписью «Орловым от беды избавлена Москва»,  говорит о многом.

  Брат Алексей разработал план военной операции против Турции в Средиземном море, а за победу в Чесменском бою генерал-аншефа наградили орденом Св. Георгия I класса, дали право присоединить к фамилии своей «Чесменский» и именоваться графом Орловым-Чесменским.

     Не менее Алексея прославился в боях и Фёдор. За свои подвиги имел много наград, в том числе шпагу, усыпанную бриллиантами, и орден Св. Георгия II класса. Владимир Орлов был назначен директором Академии наук, заботился о русских молодых людях, обучавшихся за границей, принимал меры к распространению в переводах произведений классических писателей, помогал в составлении словаря русского языка.

Портрет графа Орлова

   Иван Григорьевич, чей портрет нарисовал Рокотов, был старшим среди них.  Современники считали его незаурядным человеком. В отличии от многих, он не поддался соблазну придворной карьеры, а, получив графский титул и чин капитана лейб-гвардии Преображенского полка, вышел в отставку.

 Придворной жизни он предпочёл хозяйственную деятельность и ревностно управлял огромным состоянием и многочисленными имениями семьи. Он очень гордился ролью старшего в роде. Его авторитет в семье был огромен. Братья называли его «старинушка», «папинька-сударушка».

  На портрете Фёдора Рокотова Орлов одет в дорогой кафтан. Его поза спокойна и горделива. Сквозь маску вельможной любезности на лице угадываются ум, твёрдость и властная уверенность в себе. Художник мастерски передал объёмы, выписал бархат, мех и кружево… Его модель смотрится идеально. Даже спустя столетия понимаешь — этот человек достоин всяческого уважения. Не удивительно, что братья при его появлении всегда вставали…

О последних годах жизни мастера

 После разгрома московских масонов, в обществе которых художник состоял, продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х годов. Краски на них крайне скупы, почти монохромны. Принято считать, что она стал видеть хуже, потому и стал так рисовать.

  Но подтверждений тому нет, как нет сведений о последних двадцати годах его жизни. Известно лишь, что Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками, которые благодаря дяде сделали неплохую карьеру, на кладбище Новоспасского монастыря. Но его могила затерялась.

Сергей Дягилев вернул имя Рокотова

 В провинциальных музеях и частных коллекциях хранится множество портретов в рокотовском стиле. Имена большинства моделей утрачены и восстанавливаются с большим трудом. Среди искусствоведов бытует предположение, что в Москве конца XVIII века существовал целый «круг Рокотова». Однако имена тех, кто подражал мастеру, не установлены. Поэтому все портреты продолжает атрибутироваться именно Рокотову.

 Как ни странно, но имя и творчество художника до начала XX века даже в искусствоведческих изданиях вспоминали редко. Лишь благодаря театральному и художественному деятелю Сергею Дягилеву, который устроил в 1905 году в петербургском Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов», Россия вспомнила об этом гении.

  Более того, в это время Русский музей не имел ни одной его работы. А в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г.Г. Орлова». Лишь в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций.

Наталья Швец
Репродукция портрета графа Ивана Орлова работы Фёдора Рокотова

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Бедная Лиза» — жертва законов крепостного времени»