Генрих Семирадский отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам

генрих семирадский
Генрих Семирадский. Игра в кости. 1889 г.

Генрих Семирадский, выдающийся художник позднего академического направления, в своём творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. При жизни мастера XIX века его картины пользовались широким зрительским признанием. Публика любила его за красивые, добрые и незамысловатые композиции, восхищалась полотнами, наполненными светом. А вот критики ругали, причём именно за эти самые античные сюжеты.

К слову, Генрих Семирадский считался одним из лучших художников, обращавшихся в творчестве к античности и библейским темам. И всё потому, что он сумел вдохнуть в известные сюжеты жизнь и зрители воспринимали его картины как исторические произведения. Порой им казалось, что действие происходит в настоящем, что приводило в восторг и добавляло мастеру популярности.

В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины считались «идеологически чуждыми» советскому человеку. Однако время вернуло нам имя этого прекрасного живописца.

«Игра в кости»

На картине, написанной в 1889 году, изображена жанровая сценка из жизни в античную эпоху. Четыре прекрасные молодые женщины уединились в тени деревьев для приятного времяпровождения – игры в кости. Детали картины создают атмосферу отдыха и безмятежности — греческие кувшины, наполненные вином, и кусты, усыпанные цветами. В центре композиции — лежащие и сидящие девушки, на уходящую ввысь колонну опирается ещё одна красавица.

Польский юрист и дипломат Альфред Высоцкий, посетивший в 1889 мастерскую Семирадского в Риме, вспоминал, что художник долго размышлял над названием картины, пока не предложил: «Может быть назвать её «Игра в кости»? Под таким названием полотно и осталось в истории живописи.

Впервые эта работа экспонировалась на международной выставке в Берлине в 1900 году. Она воспроизведена в каталоге выставки. Далее следы её потерялись. Не было картины и на посмертной выставке Семирадского в 1903 году в Варшаве. Вероятно, она была продана ещё в Берлине частному лицу. Ну а после долгих лет забвения полотно попало в Третьяковскую галерею из московского частного владения. После проведения тщательной экспертизы картина была приобретена в галерею в июле 2002 года. Её отреставрировали, изготовили новую раму по старым образцам и выставили в постоянной экспозиции зала академической живописи музея.

Подлинность полотна была доказана

Искусствоведам пришлось потрудиться, дабы доказать подлинность полотна. Специалисты провели сравнительный анализ «Игры в кости» с другими работами Семирадского. В итоге подтвердили, что манера письма абсолютно идентична.

Визуально и при исследовании в микроскоп удалось рассмотреть карандашный рисунок и характерный для Семирадского уточняющий рисунок тонкой кистью поверх красочного слоя. Кроме того, на картине «Игра в кости» было обнаружено большое разнообразие живописных приёмов, характерное для лучших работ художника: торцевание, работа мастихином, процарапывание по сырому черенком кисти.

Надо отметить, что картина «Игра в кости» была написана в конце творческого пути, через три года художник уйдёт из жизни. Однако даже создав сотни больших и малых холстов, Семирадский ищет наилучшее решение и старается не прибегать к буквальным самоповторениям.

Античная идиллия

«Игра в кости» представляет собой тип так называемых «античных идиллий» Семирадского, таких как «Рим. Деревня» и «Талисман» (Нижегородский художественный музей), «Отдых» (1896) и «У источника» (1898) (Львовская картинная галерея),  «Опасный урок» (Переяславский историко-художественный музей), «Сбор урожая») (частное собрание, Москва) и др.

В этих идиллиях большую роль играет залитый солнцем пейзаж с панорамным видом на горы и голубую воду, что создает атмосферу вечного праздника жизни древних римлян в окружении прекрасной природы.

И «Игра в кости», написанная в последние годы жизни, демонстрирует уверенное мастерство художника, его талант пейзажиста, мастерство в изображении мраморной скульптуры, сложность светотеневой разработки, разнообразие фактурных приёмов.

Долгие годы существовал негласный запрет на приобретение работ Семирадского, идущий якобы от основателя галереи Павла Третьякова. Сегодня уже сложно сказать, так ли это было на самом деле. Главное, что теперь картина мастера есть в коллекции музея и мы можем насладиться его созерцанием.

Жизнь знаменитого поляка

Генрих Ипполитович Семирадский (Хенрык – его первое имя) родился в Польше в семье полкового врача. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика Карла Брюллова Дмитрия Безперчия, которого всегда считал единственным своим учителем. Поэтому его справедливо называют и польским и русским художником.

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за «рассуждение» на тему «Об инстинктах насекомых». Но после сразу уехал в Петербург, где определился вольноприходящим в Академию художеств. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать студентом академии.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» с правом на шестилетнее пребывание за границей.

Генрих отправляется в Мюнхен, который считался вторым после Парижа художественным центром Европы. Здесь он написал первое крупное произведение — «Римскую оргию блестящих времён цезаризма». Картина имела успех, её приобрела Императорская Академия художеств. Благодаря полученным за работу деньгам, художник смог переехать в Италию, где остался на долгие годы. Россию он посещает лишь изредка. Однако академия заочно присваивает ему звания и даёт большие официальные заказы. Фортуна улыбается молодому мастеру — на всемирных выставках работы Семирадского представляют русскую школу живописи…

До конца своих дней Семирадский активно трудился. Он много пишет для родной Польши, в частности, для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии. Семирадский был отзывчив на нужды других. Много помогал молодым польским художникам, подыскивал в Италии мастерские для пенсионеров Академии художеств.

Умер Генрих Семирадский в 1902 г. Похоронили его в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле «На Скалке», где покоятся многие знаменитые поляки.

Игра в кости
Генрих семирадский
Генрих Семирадский
Генрих семирадский
Опасный урок
Генрих семирадский
Парнас
Сиеста патриция
По дороге на праздник урожая
У источника
Фрина на празднике Посейдона
Юный рыболов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Иван Сусанин. Жизнь за царя