К теме Масленицы Кустодиев обращался неоднократно

Масленица. Государственная Третьяковская галерея

Художник Борис Кустодиев родился на масленичной неделе и к теме Масленицы в своём творчестве обращался неоднократно. Ему нравилось рисовать весёлые проводы зимы, яркие гулянья с блинами, катанием на санях и сжиганием чучела… Из-под кисти Кустодиева выходили картины, идеально подходящие для массового тиражирования, например, на почтовых открытках или обертках конфет. Он умел собрать в своих образах все «самое русское», что только можно себе представить.

Его «Масленица» — это всегда весёлый красивый праздник с тройками лошадей, санями, выпечкой, балаганами и другими масленичными атрибутами. На его полотнах несутся тройки, под полозьями саней скрипит снег, в небе блестят купола церквей, народ веселится и гуляет, провожая студёную зиму. Словом, перед зрителем предстает целая энциклопедия русской народной культуры.

Сохранилось письмо матери художника от 1902 года, где она пишет: «Твоё рождение, опять, через 23 года, пришлось на Масленицу. Ведь ты родился в четверг на Масленицу и потому, вероятно, любишь блины. Я сегодня вспоминала, как ты двухлетним ребёнком одолевал няньку блинами, и она их не успевала тебе печь, а ты сидел перед печкой и спрашивал, скоро ли она тебе их даст»».

«Масленицы» Кустодиева

Все «Масленицы» Кустодиева, а он написал их достаточно много, жизнерадостные, свежие и добрые, наполненные весенними солнечными лучами и уходящими отголосками мороза.

В этих картинах с насыщенной колористикой нет ни одного отрицательного персонажа. Все наполнены добротой, счастьем и праздничным настроением. Кажется, что художник лично стоит на изображённой площади и передаёт нам живую атмосферу праздника. Никто даже представить не может, что Кустодиев писал свои «Масленицы» в голодные послереволюционные годы, когда кругом царили хаос и разруха. Семья художника жила бедно и очень нуждалась, а сам он вынужден был рисовать лёжа, поскольку страдал от опухоли спинного мозга.

Но вопреки болезни и трудностям, на удивление всем Кустодиев пишет «Масленицу», полную весёлого морозного счастья…

Праздник

Одна из «Маслениц» была написана в 1916 году. Она значительно выделяется на фоне работ других русских мастеров этого времени необычной красочностью письма.

Ещё две работы на ту же тему появляются в 1919 и 1920 годах. На картине 1919 года, которая хранится в музее-квартире Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге, в розово-золотистых лучах заката мы видим народное гулянье в провинциальном городке. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, её догоняет повозка, запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно, но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с белым конем в упряжи. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный, зелёный… Только храм изображён в светлых тонах в окружении белоснежных, лёгких как облака, деревьев.

Картина 20-го года с мельчайшими подробностями рассказывает о самом празднике. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, лихо мчатся кони, позвякивая золотистыми бубенцами… На переднем плане дети катаются на санках. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка хранится в санатории «Узкое» Российской академии наук (Московская область).

Борис Кустодиев делал зарисовки и этюды любимого всеми русского праздника, которые тоже дошли до нас. Один из них, например, экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Сделанный гуашью на бумаге этот небольшой рисунок изображает праздник в деревне с катанием на удалых лошадях.

«Масленицу» купили с выставки

На очередную выставку объединения «Мир искусства», открывшуюся в Петербурге 28 февраля 1916 года, Кустодиев отдал полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л.Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела её с выставки за 1750 рублей. Однако далее случился конфликт. С особым мнением выступил член комиссии художник-аквалерист Ричард Берггольц, который высказался против покупки для музея лубков, какими, по его мнению и являются картины Кустодиева и Грабаря. В знак протеста Евгений Лансере и Дмитрий Кардовский вышли из состава комиссии.

Но тем не менее, картина с изображением гуляний на Масленице была куплена и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее, куда поступила в 1923 году из Академии художеств. Её авторский уменьшенный вариант находится в коллекции Государственной Третьяковской галерее.

Ещё одна работа живописца на эту же тему «Гулянье на масленицу» в декабре 2000 года была продана на аукционе русского искусства Кристис в Лондоне за 91 750 фунтов стерлингов.

 

Масленица. 1919 г. Государственный Русский музей
Масленица. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея

 

 

Масленица. 1920 г. Санаторий «Узкое», Московская область.
Масленица. 1919 г. Музей-квартира Иосифа Бродского, Санкт-Петербург

 

Масленица. 1919 г. Национальный художественный музей Беларуси, Минск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Название картины «Молодожёны» — это своего рода дань цензуре