Моделью для художника стала киргизская девочка

Моделью

Моделью для художника при написании картины стала киргизская девочка из села Орто-Сай

Моделью

Моделью для художника Семёна Чуйкова при написании картины «Дочь Советской Киргизии» стала киргизская девочка из села Орто-Сай. Её звали Аимжамал Огобаева. Её близкий родственник  Талант Огобаев, сам впоследствии ставший художником, писал, что девочке тогда было 13 или 14 лет. Чуйков подружился с Аимжамал и предлагал поехать в Москву, где она смогла бы получить хорошее образование. Мать девочки выступила против этого и не позволила ей уехать.

    Талант Огобаев считал, что это было неправильное решение. Ведь девочка упустила редкую возможность изменить свою судьбу. Если бы Аимжамал получила образование в Москве, говорил он, то могла бы стать выдающимся общественным или государственным деятелем. Как, к примеру, первый министр иностранных дел и глава министерства культуры Киргизской ССР Кулийпа Кондучалова. Эта обычная киргизская девушка, благодаря полученному образованию и своей целеустремленности, сумела сделать блестящую карьеру и многое сделала для своей страны. Именно во время её работы на посту  министра искусство Киргизии получило международное признание.

  Аимжамал же прожила обычную жизнь. Вышла за своего односельчанина,  посвятила себя семье, занималась домашним хозяйством и воспитала четырёх детей. К слову, Чуйков сохранил с ней дружеские  отношения до конца жизни. Он часто называл её «своей дочкой».

Дочь Советской Киргизии

   Не следует забывать, что картина была написана в 1948 году. Дочь Киргизии, которую изобразил художник на своей картине, живёт в новых условиях и строит новое, коммунистическое общество.

     Киргизские девочки часто поражают утонченной восточной красотой. Однако здесь нарисовано круглое, скуластенькое лицо. Такие  можно встретить всюду. Семён Чуйков умышленно не наделил свою героиню  романтической внешностью. Он делает акцент на глубоко посаженных глазах, где читается работа мысли. Современная дочь Киргзии понимает, что знания дают уверенность в своих силах.  Однако её загорелые рабочие руки говорят о том, что она не только учится, но и работает.

      К слову, прежде чуйковская картина рекомендовалась как наглядное пособие в школе, чтобы «раскрыть огромные изменения в жизни ранее угнетённых народов России».  Более того, довольно часто специалистами проводилась параллель между девочкой с картины Чуйкова и женскими персонажами Чингиза Айтматова.

      Довольно своеобразно смотрится композиционное решение картины. Стоит знойное, сухое лето. Трава пожелтела, выгорела. Солнце жжёт нещадно, укрыться негде. В прозрачном воздухе далеко видны стройные силуэты гор с белыми шапками снега на вершинах. Вблизи виднеются коричневатые горы, покрытые растительностью. У подножий  виден зелёный покров, отдельные деревья и группа построек. В степи пасётся стадо.

Набросков к полотну было немного

    Чуйков создавал картину на натуре в пригороде Фрунзе. Завершающий этап работы проходил в его мастерской, где ныне открыт музей. Художник поставил перед собой цель изобразить собирательный образ человека нового общества. Хотя особенностью творчества Чуйкова была тщательная и кропотливая работа над этюдами, эскизами,  в этот раз он не создал большого числа набросков к полотну.

   Один из немногочисленных известных этюдов к картине находится в собрании Пермской государственной художественной галереи.

   Татьяна Попова, заведующая отделом живописи Музея изобразительного искусства имени Г. Айтиева, считала, что картина стала для художника символом обновлённой жизни киргизского народа. Именно в ней Чуйков представил своё понимание человека, олицетворявшего Советскую Киргизии.

Магнетическая притягательность картины

      Искусствовед Дениз Актанова написала впоследствии:

    «Когда я впервые увидела картину «Дочь Советской Киргизии», то подчеркнула про себя удивительное сходство между мной и изображенной девочкой: те же румяные круглые щеки, высокий лоб, смуглая кожа, тёмные волосы, также заплетённые в густые косы. Разве что косынку я не носила. Впоследствии, как оказалось, многие кыргызские девочки считали так же, что «Дочь Советской Киргизии» срисовали с них. Мне стало даже немного обидно. Но в этом, наверное, и кроется разгадка той магнетической притягательности, которую ощущаешь на себе, рассматривая картины Чуйкова. Все они родные — в них звучит мотив колыбельной, которую поют нам мамы, детских песен, стихов о бескрайней красоте наших земель и людей».

   Надо сказать, что все советские искусствоведы делали акцент именно на самостоятельности и энергии девочки.  «Всё в её облике — в спокойной позе, в неторопливом шаге, в ясном, залитом смуглым румянцем лице — говорит о том, что она чувствует себя хозяйкой этого приволья. Уверенно смотрит вперёд дочь Советской Киргизии, чей народ до революции был забитым, отсталым и угнетенным», — писали они дружно.

Критики о картине

   В журнале «Курак» искусствовед Сарман Акылбеков отмечал глубокое проникновение Чуйкова в киргизский национальный характер: «Красный платок «Дочери Советской Киргизии» и голубое небо над ней не только созвучны кыргызской традиции сочетания цветов в декоративном искусстве. Художник, словно режиссёр-постановщик, пользуясь естественным солнечным светом, создал изумительную мизансцену, в которой пластичная фигурка идущей с книгами одухотворённой девочки является средоточием мысли художника о прекрасном будущем нации», писал он.

   Авторы книги «Семён Афанасьевич Чуйков и его эпоха. 1902—1980» подчёркивают реализм картины: «…нет никакой тенденции и натяжек. Девочка-киргизка встала рано утром, умылась, взяла книгу и идёт учиться, и именно это сочетание чистоты, простоты и величия стало символом новой жизни, в новой стране. Это было правдой в жизни — стало правдой и в искусстве».

Эта картина неоднократно выставлялась за пределами страны

    «Дочь Советской Киргизии»  Чуйкова является заключительной картиной цикла художника «Киргизская колхозная сюита» (1939—1948). В ней были отражены изменения, происходившие в 30-40-е годы XX век в жизни республики.  Полотно было приобретено у самого художника. Сейчас находится в коллекции Третьяковской галереи.

   Картина неоднократно представляла советское изобразительное искусство на крупных выставках за пределами СССР и России. На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе «Дочь Советской Киргизии» вместе с его другой картиной «Дочь чабана» получила золотую медаль. Полотно экспонировалось в Германской Демократической Республике на выставке шести академиков Академии художеств СССР. В их числе Александр Дейнека, Николай Томский, Алексей Пахомов, Георгий Верейский, Гелий Коржев и Семён Чуйков.

   В январе 1965 года немецкая газета «Зэхсише цайтунг» писала: «Чуйков исключительно живописец… он живо передает красоту своей родины, чувства и мысли изображаемых людей… Его люди полны покоя, их обаяние непосредственности так верно схвачено и воспроизведено, что, например, картина «Дочь Советской Киргизии» стала олицетворением советской молодежи и её жизнеутверждения».

Интересные факты

    Картина «Дочь Советской Киргизии» активно репродуцировалась в печатных изданиях.  В апреле 1950 года её репродукция  была помещена на последней странице журнала «Огонёк», вышедшего тиражом 381 000 экземпляров. Она стала основой для почтовой марки, выпущенной в 1974 году в серии «Советская живопись».

    Киргизские и мировые СМИ в 2014 году сообщали, что в Бишкеке состоялась презентация арт-композиции, выполненной на стене здания гимназии № 12. Торец здания теперь украшает осовремененная версия картины Семёна Чуйкова «Дочь Советской Киргизии». Над изображением работали Сергей Келлер, Дмитрий Петровский и Евгений Макшаков.

    В Русском музее в 2015 году состоялась выставка полотен немецкого неоэкспрессиониста Георга Базелица из венской галереи Альбертина. Он продемонстрировал «Русские картины». Полотна цикла, начатого в 1990-х годах,  являются экспрессионистским откликом художника на самые известные картины советского социалистического реализма. Наряду с переосмыслением картин «Ленин в Смольном» Исаака Бродского, «На старом уральском заводе» Бориса Иогансона, «Опять двойка» Фёдора Решетникова, художник создал и картину по мотивам полотна «Дочь советской Киргизии».

Родом из Киргизии

    Семён Чуйков родился в Пишпеке (ныне Бишкек) в семье военного писаря. Еще мальчиком, бродя с самодельным фанерным ящиком с красками по горам Киргизии, он наблюдал жизнь киргизской бедноты. «Рваные, прокопченные дымом многочисленных кочёвок войлочные юрты, – вспоминает художник, – казалось, состояли из одних заплат, и все же дыр в них было еще больше. Ночуя в них, я, помню, без труда созерцал звёздное небо через дырявый войлок. Обитатели этих юрт и сами были так же оборваны, закопчены и обуглены от дыма костров и солнечного зноя, как их жилища, как земля вокруг них. Голая детвора почти сливалась своим цветом с землей и войлоком».

     Начинал Чуйков как литератор-очеркист, однако изобразительное искусство одержало верх над любовью к литературе. В 1924 он поступает в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские в Москве) и учится в мастерской Роберта Фалька. Позднее много работал как педагог. В том числе в Институте пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде. Был одним из создателей и председателем правления Союза художников Киргизской ССР.

   В 1934 по его инициативе в Пишпеке была открыта первая в республике картинная галерея (ныне Киргизский музей изобразительных искусств — авт.). На ее базе Чуйков организовал первую в республике художественную школу-студию. В 1939 она получила статус Художественного училища. Жил в основном во Фрунзе, в Москве бывал лишь наездами.

Главная картина мастера

    Так что нет ничего удивительного в том, что Чуйков мог отметить изменения в жизни народа, совершавшиеся на его глазах.   Многие его законченные произведения, такие, как «Девочка с хлопком», «Девочка с подсолнухом», «Девочка с книгой»  – это определённые вехи на пути создания законченного образа «Дочери Советской Киргизии». В картинах много общего в облике, характере, даже композицонном мотиве. В каждой героине живут черты, собранные воедино в главной картине его жизни.

    По силе и значительности образа, по эмоциональной насыщенности, поэтической взволнованности, по яркому живописному богатству «Дочь Советской Киргизии» должна быть отнесена не только к лучшим работам автора. Она по праву входит в золотой фонд советской живописи.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — 
«Работы Александра Дейнеки всегда становились ключевыми экспонатами выставки»

Наталья Швец

Репродукция картины Семёна Чуйкова «Дочь Советской Киргизии»