Московский дворик Поленова

московский дворик

Московский дворик стала самой известной картиной Василия Поленова, изменив его взгляд на живопись

московский дворик

Городской пейзаж Василия Поленова «Московский дворик», фото которого можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, стал одним из самых известных произведений этого художника. На картине, написанной в 1878 году, изображена существующая поныне церковь Спаса на Песках близ Арбата, а образ Москвы XIX века поражает почти деревенским укладом жизни. На тот момент художник был известен как мастер исторической живописи, писал полотна на библейские сюжеты, стал автором нескольких замечательных театральных декораций. И никак не мог предположить, что потомки запомнят его, прежде всего, как тонкого пейзажиста.

    Картина Поленова «Московский дворик» считается ярким примером того, как незначительное на первый взгляд полотно может серьёзно повлиять на судьбу творца и и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи. Василий Поленов сумел отразить в нём многомерный мир. В нём нашлось место старинной усадьбе с тенистым запущенным садом, храму и заброшенным покосившимся сараям…

    В центре – заросший свежей травой пустырь. Он пересечён тропинками, которые подчеркивают глубину пространства. Ребёнок на переднем плане, фигурка женщины с ведром воды и запряжённая в телегу лошадка образуют треугольник композиции. Играют дети, плачет малыш, пасутся куры… Весь этот маленький мирок согрет солнечным теплом.

   Взгляд художника останавливается на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющем куполе церкви и создаёт гармоническую взаимосвязь малого и большего мира. Картина открывает период пленэрной живописи Поленова. К слову, он был необычайно одарённым и разносторонне образованным человеком. Василий Дмитриевич получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и параллельно блистательно окончил Академию художеств. Кроме того, был очень музыкален. В студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.

История появления картины

   Критик Стасов, на просьбу Поленова оценить его творчество, сказал что пишет он хорошо, но отстранено, в картинах нет любви к России… И предложил уехать в творческое путешествие по Европе. Василий Дмитриевич так и поступил, вернувшись домой лишь через 6 лет, в 1877 году. Всё это время он знакомился с работами величайших западноевропейских живописцев.

   Но забыть слова Стасова Поленов не мог. Мнение критика сильно огорчало художника, всей душой любящего Родину. По возвращению из поездки он решает написать картину на русский исторический сюжет — насильственное пострижение в монахи боярышни, не прошедшей по «конкурсу» в жены царя Алексея Михайловича. Для создания соответствующего настроения решил писать картину не в Петербурге, где жил в то время, а в Москве. По приезду сюда он снимает квартиру в Дурновском переулке близ церкви Спаса на Песках (дом Баумгартен (вл. 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков).

  «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его», — так Поленов описывал историю создания пейзажа «Московский дворик». Но изначально картина была безлюдной, лишь через год Василий Дмитриевич переписал этюд на холсте заново, немного изменив ракурс и расширив вид, а также добавив людей. В итоге, Поленов так и не осуществил свой первоначальный план по написанию исторической картины. Более того, он «остыл» к картинам на исторические темы, а продолжил писать «бытовые» сюжеты с московскими пейзажами.

Картина, изменившая судьбу

    «Московский дворик» Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на VI выставку Товарищества передвижных художественных выставок. Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». НО именно эта «картинка» имела на выставке большой успех и сразу принесла художнику известность.

   Через два месяца выставку привезли в Москву, и ещё через 12 дней судьба картины «Московский дворик» была решена: Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции.

   Кстати, первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Старомосковский уют

    Купеческую Москву недаром называли «большой деревней». Её застройки сильно отличались от торжественных и мрачноватых линейных перспектив Санкт-Петербурга. Московский ландшафт определялся не проспектами, а дворами и садами, окружавшими особняки. Деревенский патриархальный уклад, царивший там, покорил сердце художника, долго жившего в северной столице, а теперь поселившегося близ Арбата.

    Место, что изобразил живописец, можно отыскать в современной Москве, правда, оно изменилось почти до неузнаваемости. Давно уж нет прежних уютных двориков, а о поленовской Москве напоминает лишь церковь Спаса-на-Песках….. Она известна с 1642 года, когда была ещё деревянной церковью бывшей стрелецкой слободы. В камне же храм Спаса Преображения на Песках был отстроен немного позже – в 1711 г. Как учреждение культа церковь была закрыта в 1932 г. В дальнейшем в нём располагались различные светские организации. Отчего внешне оно почти не пострадало, но внутреннее убранство было уничтожено.

   После войны церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры. В 1960-х годах была проведена её реставрация. С 1956 года в здании размещалось объединение кукольных фильмов студии «Союзмультфильм». Для прихожан храм открыли вновь в 1993 году.

 

Наталья Швец

Репродукция картины Василия Поленова «Московский дворик». Фото 2013 г. Вид на церковь Спаса в Песках с того же ракурса, с какого Поленов писал свой дворик. visualhistory

Публикация по теме: «Двери Тимура«