Неравный брак

Неравный брак

Неравный брак сделал Василия Пукирева профессором живописи

Неравный брак

В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева «Неравный брак».  Автор картины открыто осудил меркантильность российского общества. Результат оказался неожиданным. Престарелые генералы, присмотревшие себе молодую невесту, стали один за другим отказываться от женитьбы. Самого Василия Пукирева наградили званием профессора живописи.

     Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Василия Пукирева «Неравный брак», сказал: «Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни».

    Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

   Родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств.

Илья Репин писал об особом воздействии картины

   Время летело быстро, многие девицы на выданье так и оставались незамужними. Женихов не хватало.

   Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком.  Чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства.  Зато появлялись престарелые женихи. Семидесятилетние старики сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы.

   Разумеется, юная красавица не хотела принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд…

  Дело дошло до того, что в феврале 1861 года Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности.

   Илья Репин писал об особом воздействии картины: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу».

   А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Сюжет подсказал друг художника

    Картина «Неравный брак» не имела романтичного происхождения. У Василия Пукирева был близкий друг, художник Пётр Шмельков. Жил он в нужде и поэтому постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Он сделал серию зарисовок на эту тему, надеясь в будущем использовать их при написании картины. Поделился однажды с Пукиревым и тот решил воспользоваться предложенным сюжетом.

    С картиной связана еще одна история. В Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак». На этот раз она связана с ещё одним другом Василия Пукирева — Сергеем Варенцовым. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Молодые принадлежали к одному купеческому кругу. Но так вышло, что Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты. Их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей ещё и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе.

   Видимо, Сергей Варенцов очень страдал. Делился переживаниями с товарищем и подтолкнул Пукирева  к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись. Варенцов женился на другой — Ольге Урусовой.

      Да и бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как выяснилось, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. Всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии. У них родилось трое детей.

Кто изображён на картине

   Многих интересовало, кого всё же изобразил художник в своей картине. Исследователи считают, что образ старого жениха  получился собирательным.

   В своё время  один из них обратил внимание, что большой посмертный парадный портрет тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого (Тверская картинная галерея, работа Пукирева 1861 года), напоминает образ главного героя картины.  Также увидели, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

   Возможно, что для эскиза действительно позировал именно этот человек, во всяком случае, имя его значится в архивных сведениях: лысый лоб с зачесами седых волос, особой формы нос, бритый подбородок, тонкие, запавшие губы большого рта, тяжелые веки полуприкрытых глаз, выражение лица почти смущенное.

   То самое, едкое, снисходительно-раздражительное, было найдено художником в этюде к картине, который находится в Третьяковской галерее и имеет название «Голова старика», а на обороте надпись: «Писано съ князя Цицiанова».

   Удалось узнать имя модели, позировавшей для образа невесты. Это Прасковья Матвеевна Варенцова (девичья фамилия ее неизвестна).

Брак по-расчёту счастья не принёс

    В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Судя по тому, что ее последний известный портрет был сделан в богадельне, счастья и богатства брак не принес.

   Сравнивая образ шафера на эскизе с фотографией с портрета Сергея Варенцова в молодые годы, написанного Пукиревым (местонахождение неизвестно), нетрудно догадаться, что увлеченный сюжетом художник решил сохранить на полотне именно его образ.

  Однако против такого намерения запротестовал Сергей Михайлович. И на картине в образе шафера видим уже самого автора произведения.

   Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».  Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы для картин только ему.

Художник умер в полном одиночестве

    Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно. Несмотря на своё крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

    В свое время Василий Пукирев успешно работал для внутреннего убранства церкви Святой Живоначальной Троицы, в Грязях. Им были созданы девять иконописных образов. Художник занимался портретной живописью, создал серию изображений известных людей.

    Семьей талантливый художник так и не обзавёлся и всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок. Новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше — больше: художник потерял квартиру. Все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья помогали, но так продолжаться долго не могло. 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

Нынче неравным браком удивить сложно

   Трагичность темы «Неравного брака» воплотилась и в других произведениях живописи. Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется «Перед венчанием». Она находится в Третьяковской галерее.

   В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину «К венцу», также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в Самарском художественном музее.

   Тема «неравного брака» актуальна и в наши дни. Только и читаешь в СМИ да интернете о подобном. С той лишь разницей, что в большинстве случаев девушек к старым и богатым толкает не бедность, а обычная алчность.

Наталья Швец

Фото: открытые источники

Публикации по теме:

Публикации по теме: «Царевна Софья»

«Картина Неизвестная»

«Старообрядцы считают боярыню Морозову своей святой»

«Княжна Тараканова«

«Меншиков в Берёзове«