Новую трактовку личности рабочего дал художник

Новую трактовку

Новую трактовку личности рабочего дал художник Николай Андронов в своей работе «Плотогоны»

Новую трактовку

В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже Николай Андронов представил картину «Плотогоны». Критики картину объявили примером «злостного формализма», а самого автора исключили из Союза художников. Он уезжает в Вологодскую область и пишет там серию удивительных работ о жизни северных деревень. Однако именно «Плотогоны» будут считаться одной из его самых знаковых работ.

       Художник Николай Андронов в своей работе «Плотогоны» сумел дать новую трактовку личности рабочего. Нельзя сказать,  что всё, что изображено на полотоне понятно и может понравиться зрителю. Но работа запоминается сразу, стоит её увидеть один раз.

      Люди у Андронова получились похожими друг на друга. Ему удалось превратить рабочих в «типаж» и убрать индивидуальность  образов. На полотне ее заменяет мужественность и надежность, что в то время было привычным для всех. Все линии написано чётко. А вот фигуры, в том числе и женская, смотрятся несколько угловато. Один мужчина стоит спиной, но из-за техники написания это не сразу становится ясно. Герои не объеденены друг с другом. Более того,  они даже не общаются между собой. Лишь рука одного из них, лежащая на плече другого говорит о том, что они не просто знакомы, а, по всей видимости дружат.

Одним из главных представителей сурового стиля в живописи Советского Союза считается Андронов

        Николая Андронова считают основоположником так называемого сурового стиля в живописи. Первыми картинами, которые он написал по данной тематике стали «Строители Куйбышевской ГЭС» и «Монтажник». Именно в них проявилась социальная напряженность, выраженная в энергичной, смещенной форме. Однако подлинной  новацией стало  именно полотно «Плотогоны». Позже искусствоведы скажут, что решительные «деревянные» позы рабочих напоминают зрителю о монументальных картинах Петра Кончаловского и отсылают к образам итальянского кватроченто.

       Тем не менее,  все они все же отдают должное мастеру и не отрицают: Андронов сумел придать свои персонажам пластичность. Благодаря ей можно понять эмоции, которые в этот момент владеют героями. Кроме того, у художника получилось сделать полотно мощным, что мало у кого из его коллег по цеху получалось.  И ещё. Он смог передать, какой большой вклад вносят в развитие своей страны эти молодые рабочие…

     Несколько позже художник примется изображать российскую деревню и провинциальные города. Неухоженная Россия и тяжелая жизнь буквально подавляют зрителя фактурной тяжестью. Подобное наблюдается и на остальных картинах, написанных Андроновым в 60-е годы.

Его работы не воспринимались публикой

     В списке работ художника особое место занимает картина «Проводы», ставшая своего рода реквиемом по погибшей в тяжёлой войне с немцами крестьянской России. В картине предчувствуется трагедия людей, вставших на защиту своих родных, своей малой родины. Тёмная, землистая живопись порождает ощущение драмы.  Сами же люди изображены обезличено, как у его коллеги по цеху Александра Дейнеки в «Обороне Петрограда» или писателя Александра Серафимовича в «Железном потоке».

      Чего стоит его картина «Мёртвая лошадь и чёрная луна»! На ней экспрессивный накал чувств передают мёртвое тело лошади на фоне скупого деревенского пейзажа  и чёрная луна. По замыслу автора, павшая лошадь — это прежде всего символ неблагополучия, скорбная тема безысходности. В неё погрузилось крестьянское сословие — некогда бывшее опорой России. Под русским пейзажем, под деревней Андронов подразумевает не локальную область, а всю Россию. Неудивительно, что его многие работы просто не воспринимались как публикой  так властью. В прессе появляются разгромные статьи, что, естественно, не может не огорчать мастера.

Художник трагедийного плана

     Если сопоставить живопись Андронова с искусством второй половины ХІХ века или начала ХХ века, то, пожалуй, никто из художников выраженной социальной направленности не поднимался до такой степени трагизма, как это сделал он. Истинный передвижник своего времени.

     Искусствоведы считают Андронова художником преимущественно трагедийного плана. Его размышления о жизни, России, земле не просто печальны, они безысходны. Но вместе с тем признают — он внёс некую новизну в художественное искусство. Его работы не похожи на другие и вполне самостоятельны. Сам же Андронов любил говорить, что каждый мазок — это подвиг, что он нагружен нравственным смыслом. Вот эта самая нравственная оценка сущего не покидала его. В этом отношении он был истинным передвижником, хотя никого, кроме Алексея Саврасова, из передвижников не любил.

Новатор 60-х

        Мастер активно творил в 60-е. Это было то время, когда жизненный смысл и тема произведения рассматривались как активное средство движения к новому пониманию и воплощению реальности. Искусство обновлялось. Все решительно отказывались  от стереотипов. Художники «сурового стиля», к которым относился Андронов ощущали себя новаторами. К слову, именно ему было поручено создать мозаику на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (совместно с Андреем Васнецовым и Виктором Элькониным). Ему же принадлежит панно «Человек и печать», что находится в задании газеты «Известия» в Москве, созданное совместно с Андреем Васнецовым.

       Николай Андронов родился в Москве 30 апреля 1929 в семье ученого-медика. В 1943—1948 учился в Московской средней художественной школе, затем поступил в Институт имени И. Е. Репина в Ленинграде. Вернувшись в Москву, продолжал обучение в Институте имени. Жил в основном в Москве.

     Но всё же основным направлением в его работе оставалось станковое творчество. А село Ферепонтово на Вологодчине стало главным источником вдохновения. Именно там он оборудовал летнюю студию и создал циклю работа на тему Севера. В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты. Кроме того, он принимал участие в оформлении станций метро «Крестьянская застава» и «Савёловская».

     Выступая в качестве администратора, Андронов, который с 1976 был членом президиума Московской организации Союза художников, МОСХ, а затем председателем МОСХовской секцией монументальной живописи, прилагал деятельные усилия к либерализации российской художественной жизни.
В апреле 1996 года удостоен звания «Народный художник Российской Федерации».
Умер Андронов в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Предыдущая публикация их цикла «Сто шедевров живописи» — «К каждой своей работе художник Аполлинарий Васнецов подходил с научной точки зрения»

Наталья Швец

Репродукция картины Николая Андронова «Плотогоны»