Привал арестантов Валерия Якоби вошёл в историю искусств
Один из шедевров XIX века картина Валерия Якоби «Привал арестантов» сразу вошла в историю искусств. Критики назвали это произведение откровенным и злободневным. Все были единодушны в высказываниях: мастеру удалось изобразить актуальные проблемы общества. Эта работа стала вершиной творчества художника. К сожалению, в дальнейшем Якоби уже не сумел создать ничего, равного по значению этому произведению.
Итак, картина «Привал арестантов» была написана Валерием Якоби в 1861 году. В этой работе ему удалось с необычайной убедительностью представить различные социальные типы -— от босяка до интеллигента-политкаторжанина, жизнь которого оборвалась в пути.
На разбитой дороге под свинцовым небом с низкими дождевыми облаками полицейский с равнодушным спокойствием констатирует смерть умершего по пути на каторгу арестанта, чтобы, оставив его на дороге, быстрее двинуться дальше. Умерший явно принадлежит к интеллигенции, о чём свидетельствует его одежда. Скорее всего не молодой уже мужчина понёс наказание за политическую деятельность и суждения о государственном строе.
Эффект беспросветности жизни усиливает ещё одна деталь: под телегу пробрался другой арестант и пытается стащить с пальца умершего кольцо. В такой критической ситуации и проявляется человеческая сущность.
Мрачное впечатление
В левом углу картины изображены семьи арестантов, которые добровольно отправились в ссылку вместе со своими мужьями и отцами. Они измучены и ослаблены. Однако никто не отступает и пройдёт весь путь до конца, но вернутся не все. Они уже сейчас оплакивают умерших…
Рядом виден заключённый, раскуривший трубку. Создаётся впечатление, что ему совершенно безразлична собственная судьба, он просто плывёт по течению, не думая о завтрашнем дне. Продолжается сюжет группой дерущихся и длинной, теряющейся вдали вереницей ссыльных в сопровождении конвоя… Эту горизонталь подчёркивает тонкая параллельная линия стаи птиц, растворяющаяся в облаках. Вся сцена изображена художником на фоне открытой осенней степи, под небом, покрытом тяжелыми серыми тучами. Безрадостный пейзаж только усиливает мрачное впечатление, что производит картина….
По словам художественного критика Владимира Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника».
Сегодня русскую жанровую живопись 60-х годов XIX столетия сложно представить без этой картины Валерия Ивановича Якоби, создавшего правдивую историю царской каторги. Надо сказать, что он стал первым из русских художников, кто обратился к подобной теме.
Выбор сюжета был не случаен. Детство и юность Валерий Иванович провёл на востоке России, где воочию наблюдал безрадостную жизнь ссыльных. Осуждённых гнали мимо дома, где жил художник. Воспоминания настолько крепко засели в его голове, что воссозданная по памяти картина поражает своей реалистичностью и силой.
Курс академии художеств Якоби прошёл быстро
Валерий Иванович Якоби — жанровый и портретный живописец, был сыном помещика. Получив общее образование в казанской гимназии, он поступил в Казанский университет, но не окончил в нём курса. Поддавшись порыву, будущий художник записался в ополчение для участия в Крымской кампании и отправился к месту военных действий.
Правда, повоевать ему не пришлось. Их отряд остановили в дороге, оказалось, война закончилась… Он тут же решил посвятить себя живописи. В 1856 году приезжает в Санкт-Петербург и начинает посещать классы Академии художеств. Весь курс Якоби прошёл довольно быстро и одну за другой получил все награды, установленные для полного его окончания. Малую серебряную медаль ему вручили в 1858 году за картину «Разносчик фруктов» (Третьяковская галерея).
Большую серебряную медаль в следующем 1859-м он получает за картину «Татарин, продавец халатов». Потом — малую золотую медаль в 1861-м за «Светлое Воскресенье нищего» и большую золотую — в 1862 году за «Привал арестантов». Эта работа произвела большое впечатление на публику, которая довольно живо приняла реформы императора Александра II. Особенно ею заинтересовались те, кто решал вопрос об облегчении участи каторжников и ссыльных.
Вскоре по получении большой золотой медали, художник отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Германию, Швейцарию, некоторое время работал в Цюрихе под руководством профессора Колера, затем жил в Париже, Неаполе и Риме.
В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические — «Террористы и умеренные первой французской революции» и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь». Последняя на академической выставке 1864 года доставила Валерию Якоби звание академика. Через год после возвращения на родину за картину «Арест герцога Бирона» его возводят в звание профессора, а потом делают членом академического совета.
Недостатки скрывались занимательностью сюжета
В России художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, однако сам пробыл в нём недолго. С 1883 года Якоби преподаёт историческую живопись в академических классах.
Несомненно, Валерий Якоби был умным человеком и даровитым художником. Но многие искусствоведы утверждают, что рисовал он посредственно, в чём повинно чересчур скорое прохождение им художественной школы. Довольно часто профессор живописи прибегал даже в мелочах к помощи манекена и фотографии. К тому же, плохо справлялся с перспективой, писал довольно сухо и неуверенно, был цветист в колорите и не силен в светотени… Однако все эти недостатки скрывались занимательностью сюжета, эффектным расположением композиции и нарядностью изображенных костюмов и прочих аксессуаров.
Чего стоят такие известные работы Якоби, как «Костюмированное утро при дворе императрицы Анны Иоанновны», «Свадьба в Ледяном доме», «Первое торжественное собрание академии художеств 28 июня 1765 года»… На последней мастер запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. На полотне художник создал портреты сановников и государственных деятелей екатерининской эпохи.
Дар жанриста-рассказчика проявляется в названных и других работах живописца, но в целом историческая живопись Якоби стала заметно уступать по художественной выразительности его ранним работам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович Якоби провёл в Санкт-Петербурге, затем на юге Франции и в Алжире. Результатом этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. Умер Валерий Иванович Якоби в Ницце в 1902 году.
Наталья Швец
Репродукция картины Валерия Якоби «Привал арестантов»
Публикация по теме: «Свежий кавалер Павла Федотова — карьерист или бедный чиновник».