Символом нового уклада жизни стала картина «Новая Москва»

Символом нового уклада

Символом нового уклада социалистической жизни стала картина «Новая Москва»

Символом нового уклада Символом нового уклада социалистической жизни в СССР стала картина «Новая Москва» советского художника Юрия Пименова, написанная  в 1937 году. Многие из искусствоведов считают эту работу самой популярной из всех, написанных художником.

Картина «Новая Москва» создавалась для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и окончанию II пятилетки. Идея выставки отвечала духу времени. Организаторы поставили перед участниками задачу: продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации.

Художникам предоставили список тем, из которых следовало выбрать понравившуюся. После выбора темы и утверждения её худсоветом, необходимо было представить эскиз будущего полотна. Его должен был утвердить комитет по подготовке выставки. И только после этого автор получал аванс и мог приступить к работе. Среди других была тема под названием «Новые города, новые люди», именно в её рамках и была создана «Новая Москва».

Открытие выставки затянулось

В случае необходимости художники выезжали на место изображаемого события. Кстати, на всё это также выделялись средства. Следует отметить, что срок окончания работы был строго оговорен. Нередко случалось, что в целом комиссия принимала картину, однако указывала на недостатки и предписывала сделать исправления.

 В результате из-за всех установок, а также из-за того, что добрая половина комитета по организации выставки была репрессирована по делу «право-троцкистского блока» экспозиция открылась с полугодовым опозданием.

Картина Юрия Пименова «Новая Москва», хотя многие искусствоведы и обвинили его в формализме за дробность мазка, характерную для импрессионистов, сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность.

Что же до самого мастера, то он не отрицал — испытывает сильное влияние импрессионизма и находится под влиянием творчества Жана-Франсуа Милле, Пьера Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Валентина Серова.

Картина часто экспонировалась

Но как бы там не было, картина «Новая Москва» была замечена. В 1945 году она поступила в Третьяковскую галерею и с тех представлена в постоянной экспозиции. В настоящее время экспонируется в зале 15 в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.

Кроме того, это полотно довольно часто демонстрировалось на крупных международных выставках. В 1956 году её можно было увидеть на XXVIII биеннале в Венеции. Затем она экспонировалась на выставках «Коммунизм — фабрика мечты. Визуальная культура сталинского времени», проходившей во Франкфурте-на-Майне, «Россия» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и «Warszawa — Moskwa / Москва — Варшава. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств — России и Польши.

 Жена художника служила ему моделью

Сюжет картины, которая чем-то напоминает кадр из фильма, довольно прост. Всё действие происходит утром рабочего дня. На полотне после сильного дождя, который также становится участником действа, нарисована площадь в центре столицы и широкий проспект. Машины на мостовой и толпы пешеходов придают городскому пейзажу движение. На первом плане картины за рулём легкового автомобиля спиной к зрителю сидит молодая женщина, которую следует считать символом новой Москвы и новой жизни.

Её легко узнать — это жена художника Наталья Константиновна Бернадская, которая довольно часто служила художнику моделью.

Интересный факт, когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Так что не удивительно, что в этой работе Пименова чувствуется столько счастья и радости.

Позже Юрий Пименов напишет в своей книге «Земное искусство»: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки…».

Тем самым он поставил точку над спорами по поводу того, кто находится за рулём автомобиля. Кого только не называли: любовницу Владимира Маяковского Лилю Брик, балерину Ольгу Лепешинскую, актрису Любовь Орлову, певицу Антонину Нежданову…. На самом же деле это муза художника — Наталья.

Историческое полотно

Сегодня эту картину смело можно назвать исторической. Благодаря ей мы видим, как выглядела довоенная Москва и, в частности, улица Охотный ряд после реконструкции 1930-х годов, к которой с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль.

Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь», открытая в 1887 году и снесённая в конце 1960-х — начале 1970-х. В 1931 году там работал кинотеатр «Востоккино».

Угол дома справа, на котором виднеется большая белая буква «М»— наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора Дмитрия Чечулина старом доме.  За вестибюлем метро — фасад здания бывшего Благородного собрания, перестроенного впоследствии архитектором Матвеем Казаковым. После революции это строение стали называть Домом Союзов и проводить там различные государственные мероприятия: съезды Советов, профсоюзов, траурные церемонии, судебные процессы, шахматные турниры, детские новогодние ёлки и пр.

На заднем плане высятся новые здания: слева — гостиница «Москва», в глубине в центре — Дом Совнаркома СССР.

«Руководящая и направляющая»…

К слову, в «Новой Москве» не прописана линия горизонта. Но тем не менее ясно — город стремится по прямой и открытой дороге в светлое будущее. Однако прежде общество должно решить целый комплекс задач.

Советские искусствоведы договорились до того, что улица, по которой несётся автомобиль, говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. А «размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным… Мы же воспринимаем эту картину совершенно иначе — для нас она светлый, умытый дождём городской пейзаж…

Продолжение темы «женщина за рулём»

Впоследствии к теме «женщина за рулём» художник возвращался неоднократно. В 1944 году он запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога», которая хранится в Государственном Русском музее.

Вместе летнего городского пейзажа на полотне написана зимняя дорога. Машина, которую ведёт героиня, едет за грузовиком в сторону передовой. Рядом с водителем пассажир. Впереди — окраины городка с развалинами костёла.

В последний раз к этой теме Юрий Пименов возвратился в 1960 году. Тогда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Картина получила название «Москва 1960 года» и находится в национальном музее Таджикистана.

 Мэтр советского импрессионизма

Юрий Пименов, которого справедливо считают мэтром советского импрессионизма, родился в 1903 году в Москве. Его отец был юристом и увлекался живописью. Нет ничего удивительного в том, что сын решил связать свою жизнь с искусством. Гимназический учитель рисования отметил одарённого ученика и оказал ему протекцию при поступлении в Замоскворецкую школу рисования.

Семья жила рядом с Третьяковской галерей и маленький Юра там довольно часто бывал. Особенно ему нравились пейзажи передвижников, но больше всего он полюбил картину «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Позже его захватили пейзажи Александра Бенуа, Константина Сомова, Исаака Левитана.

В 1920–1925 годах Пименов учился в одном из лучших художественных заведений страны — во ВХУТЕМАСе. Его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин.

В 30-е пришлось нелегко

Надо сказать, что Пименов был довольно увлекающейся натурой и желал попробовать себя в различных техниках и темах. То его волновали немецкие экспрессионисты, то звали за собой французские импрессионисты… Интересовали темы спорта, кино и достижений науки… Например, в 1927 году он создает картину «Даёшь тяжёлую индустрию!», которую критики тогда высоко оценили. Вообще, они его до поры любили и жаловали вниманием.

А потом вдруг всё резко изменилось. Впрочем, в начале 30-х всем и прежде всего людям искусства пришлось нелегко. Дело в том, что после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. В результате закрылось общество художников-станковистов, учредителем которого он был.

Самого Пименова стали критиковать, обвинять в формализме. Одну книжку, которую он иллюстрировал, за рисунки признали формалистической и не заплатили. Потом и вовсе перестали давать работу в журналах. В довершении всех бед его покусала бешеная собака, что сильно отразилось на здоровье. В результате тяжело заболел, стал нервничать, впал в депрессию и совсем не мог работать.

Однако он всё-таки нашёл силы вернуться к живописи, начав рисовать жизнь столицы. Художник целыми днями гулял по отдалённым местам Москвы, ездил в Подмосковье, бродил по окрестным лесам. В результате создавал городские пейзажи, изображал кварталы и новостройки столицы, улицы и дома… Труды не прошли даром. «Новая Москва» получила признание.

Планы рушит война

В 1939 году новый успех. Пименов с бригадой художников создаёт панно «Физкультурный парад в Москве», которое экспонировалось на Международной выставке в Нью-Йорке и стало фоном для шестиметровой архитектурной модели Дворца Советов.

Но дальнейшие грандиозные планы рушит война…

В годы Великой Отечественной войны художник возвращается к экспрессионизму. По его мнению, именно данная техника наиболее созвучна страшной трагедии, которая обрушилась на страну. Вместе с художником Владимиром Васильевым работает над Окнами ТАСС. В 1943 году его командируют на Северо-Западный фронт, а затем в Ленинград. Именно тогда он пишет полотна «Ночная улица», «Следы шин», «Фронтовая дорога» и другие.

Мастер рисует Москву

Сразу после войны Пименова приглашают на преподавательскую работу во ВГИК на художественный факультет. Он стал ещё ближе к кино, которое очень любил. В 1950 году принимает участие в работе над одним из самых известных послевоенных фильмов — «Кубанские казаки».

Но чем бы мастер не занимался, он по-прежнему увлеченно рисует Москву и москвичей, которые восстанавливают город после разрухи. Художник создает живописные циклы «Вещи каждого дня» и «Новые кварталы», за который его удостоят Ленинской премии.

В 1962 году он создает одно из своих лучших произведений «Свадьба на завтрашней улице».

Театральные постановки

Благодаря красочным и ярким мотивам Пименов сумел привнести в советскую театральную сценографию середины ХХ века живые, феерические решения.

Интересными открытием стали постановки, сделанные художником для Малого театра — «Волки и овцы» Александра Островского, «За тех, кто в море!» Бориса Лавренёва, оформление спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в постановке Ленкома.

Как вспоминала режиссёр Мария Кнебель, «…он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссёрский замысел».

За театральные работы Юрий Пименов дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.

Подобны эстрадной песне

Юрию Пименову повезло в жизни. Он успешно пережил страшные годы репрессий, обвинения в формализме и критику. Его считали совершенно «советским», да и власть к нему относилась с любовью, удостаивала государственных наград.

С середины 1950-х годов он регулярно выезжал за границу и написал ряд очерков, посвящённых своим путешествиям в Италию, Францию, Англию, Индию.

Когда готовила материал, прочитала такую фразу: «Его картины подобны советской эстрадной песне — они легки и жизненны, они запоминаются, они нравятся и понятны всем без исключения». Посмотрела работы и согласилась, верно сказано!

Юрий Пименов скончался 6 сентября 1977 года в Москве.

Наталья Швец
Репродукции картин Юрия Пименова

Публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Ходоки у Ленина» кисти Владимира Серова в своё время считалась хрестоматийной работой»