Талант великого живописца ярко проявился в этой картине

Талант великого живописца

Талант великого живописца ярко проявился в картине «Дети, бегущие от грозы»

Талант великого живописца

Талант великого живописца Константина Маковского ярко проявился в картине «Дети, бегущие от грозы». Довольно простой, однако наполненный драматизмом сюжет, практически полностью описан названием. А изображённые крупным планом дети напоминают сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, с той лишь разницей, что убегают они не от сказочной Бабы-Яги, а от явления природы.

  Деревенская девочка написана босоногой, в простеньком сарафане, поверх которого надет передник. В подхваченном переднике — собранные грибы. На закорках маленький братишка крепко обхватил сестру за шею пухлыми ручками. Героиня испуганно оглядывается на тучи и, по всей видимости, прикидывает, успеют ли они добежать до дому, прежде чем разразится гроза и хлынет ливень. Мальчик на небо не смотрит, он в испуге прижался лицом к сестрёнке. Видно, она ему кажется защитой.

  Детские фигуры изображены на фоне природы. Прежде всего обращает на себя внимание небо. Художник сумел мастерски отобразить разнообразие его предгрозового состояния: чередование оттенков, надвигающиеся тучи, яркие проблески солнца. Кажется, своей кистью мастер сумел передать парящий, душный воздух, какой бывает перед ненастьем. Самодельный мостик ощутимо прогнулся под ногами бегущих детишек. Порывы ветра клонят высокую траву, треплют выбившиеся из-под косынки волосы девочки и, кажется, подгоняют детей в спины.

  Простая история легла в основу картины

  Главную героиню Константин Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?».

  Художник ответил, что рисует, и предложил нарисовать её. Сеанс позирования был назначен на следующий день, однако, на завтра юная натурщица не появилась. Зато прибежал младший братишка. Он сказал Константину Егоровичу, что сестрёнка заболела. Вечером они ходили в лес за грибами, а, возвращаясь, были застигнуты грозой. Девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла и простыла. Вот эта простая история и легла в основу картины.

  Много лет спустя художник говорил: вот бы девчушке показать, что из их истории получилось… После написания работа была выкуплена семейством Нарышкиных, а сейчас она экспонируется в Третьяковской галерее.

Царствующая династия художников

 В искусстве мало «царствующих династий», но одна из них была, причём в русском искусстве и очень талантливая. В ней все: отец, дети, внуки стали знаменитыми художниками. Речь идёт о семье Маковских. Родоначальником династии живописцев был Егор Иванович Маковский. Продолжателями стали его дети — Александра, Константин, Николай, Владимир  и внуки. Все они были известны в художественных кругах, но всемирно известным и самым дорогим художником из династии стал старший из сыновей — Константин.

   Современники считали его одним из самых крупных живописцев и портретистов России XIX века. Если кто из художников и был широко популярен на Руси, то именно он. «На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем», — сказал о нём Александр Бенуа.

   Сам же Константин Маковский говорил: «Тем, что из меня вышло, я считаю себя обязанным не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Увидев интерес ребёнка к рисованию, отец постоянно внушал сыну: «Любуйся и запоминай!».

   Он требовал от мальчика зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их… Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше».

Во время учебы Маковский считался первым студентом

   Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза. Он сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати лет поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Михаил Скотти, Сергей Зарянко, Василий Тропинин.

  Живописную манеру последнего юный талант усвоил в совершенстве. Копию Константина с тропининского портрета не отличить было от оригинала. Ещё учась в «Школе», он получил от Академии малую серебряную медаль за карандашный этюд. А во времена обучения в Московском училище живописи Маковский считался первым студентом и получал все доступные награды.

  Но впоследствии, уже в Академии, он в числе других студентов отказался писать конкурсную картину на тему «скандинавской мифологии» — принял участие в так называемом «бунте четырнадцати». В наказание так и не получил диплом… И всё же истинный талант пробил себе дорогу, через несколько лет художник удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии художеств.

   Кисти Константина Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России – картина «Воззвание Минина к нижегородцам», которую он писал шесть лет. Наиболее всего он раскрылся как автор портретов и создатель исторических полотен. На парижской Всемирной выставке 1889 года художник получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» .

Самый модный портретист

   В конце XIX века  Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II — «мой живописец». Говорят, что именно из-за его «обнажённых русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников.

   По объёмам продаж произведения Константина Егоровича Маковского сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров. Мировая же слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый портрет Теодора Рузвельта в ранге президента.

  В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим «копать вглубь». Однако и они не могли отрицать гениальности лёгкой руки конкурента. Но большинству российских коллекционеров полотна были не по карману.

  Так Маковский просил у Павла Третьякова за свой «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 000 руб, и это была нормальная цена за его работу. Для Третьякова эта цена была обременительной. «Пир» ушёл к американскому ювелиру Шуману за… 60 000. При этом ювелир был просто счастлив. Заказал ещё одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского…

 Вообще, Маковский продавал свои произведения тому, кто больше платил. И львиная доля работ популярного живописца оказалась в частных коллекциях за рубежом… Павел Третьяков даже упрекал его в непатриотизме. Надо сказать, что художник написал больше тысячи картин на различные темы, но в Третьяковской галерее их всего пять, остальные рассеялись по свету, особенно много их осело в США.

«Вредный» художник

  Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Он возвращался в свою мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, тогда ещё нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску.

  Константин Егорович выпал из коляски и сильно ударился головой о мостовую. Ранение было столь серьёзно, что потребовало операции. Операция прошла вроде бы успешно, художник пришёл в себя, но его сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Так оборвалась жизнь 74-летнего мастера.

 В советское время Маковский был объявлен «вредным» художником и оказался забыт, его работы хранились в запасниках. Зачастую и вовсе раздаривались дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались индонезийскому президенту Сукарно. Сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.

Наталья Швец

Репродукция картины Константина Маковского  «Дети, бегущие от грозы»

 

Предыдущая публикация по теме  «Сто шедевров живописи» — «Непростая судьба картины «Дама в голубом» Константина Сомова»