Храм Иоанна Предтечи в Ивановском впервые упоминается в XVII столетии
Храм Иоанна Предтечи в Ивановском, тогда это село называлось Копьево, впервые упоминается в XVII столетии. Место это было пожаловано царем Иоанном Грозным воеводе Никите Романовичу Захарьину – Юрьеву, брату супруги государя — царицы Анастасии. С начала XVII века Измайловым владел дядя Михаила Феодоровича боярин Иван Никитич Романов.
Начало XVII столетия в истории нашей страны значится как Смутные времена. В 1612 году под знаменами Лжедимитрия на Русь нахлынули польско-литовские интервенты. Регулярные войска и следующие за ними шайки мародеров грабили и разоряли все, что им встречалось на пути.
К середине XVII столетия Измайлово и его окрестности, как и многие десятки русских сел и деревень, подвергшихся нападению захватчиков, находились в запустении. За их обустройство взялся царь Алексей Михайлович, к которому перешли здешние земли. Царь любил бывать здесь. В своих угодьях он создал цветущее хозяйство с садами, огородами, теплицами, пасеками, рыбными прудами и даже собственным зверинцем.
Сюда переселили около тысячи крестьянских семей из других дворцовых волостей. В это время Ивановское, а вместе с ним Черкизово и Никольское стали «присёлком» дворцового царского села Измайлово. В каждом существовало собственное, обслуживающее дворцовое село хозяйство.
Например, в Ивановском была устроена мукомольная мельница «с земляною плотиною длиной 170, шириной 11, вышиной 2 сажени», а также два пруда, где откармливали карасей и линей к государеву столу.
Новопостроенную церковь обложили данью
В 1666 –1667 годах здесь построена деревянная церковь в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с пределами во имя святителя Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской и святого великомученика и Победоносца Георгия. В Писцовой книге под 1676 годом говорится: «обложена на Москве данью вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, в Радонежской десятине, великого государя дворцового села Измайлова в приселке Ивановском, а на тою церковь, по указу Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова по сказке той церкви попа положено дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна и велено с той церкви данные деньги по тому окладу взять со 7178 (1670) года и впредь писать». Иконы для храма были созданы изографом Сергием Рожковым «с товарыщи». Первоначально церковь была шатровой, как и храмы окрестных селений – Измайлова и Черкизова.
Ивановское числилось в Приказе Большого Дворца
До 1676 года Ивановское числилось в Приказе Тайных дел, а затем Приказе Большого Дворца. Приход храма был немногочислен. К 1700 году по докладной записке, поданной местным священником с причетниками: «крестьянских дворов и пустошей и лавок и иных доходов за ними нет, а приходских — де у них только 10 дворов».
Интересный момент — Приказ Большого Дворца располагал в эту пору иными сведениями: «в том приселке крестьянских и бобыльских 69 дворов, из того числа 33 двора прихожане и кладутся в селе Измайлове, да в том же селе пустых крестьянских 15 дворов». 11 июля 1700 года великий государь, выслушав выписку, представленную Приказом, повелел: «того приселка Ивановскому попу с причетниками ругу не давать и из окладу выложить, а довольствоваться им подаянием приходских людей».
Из сохранившихся записе ивестно, что в 1712 -1739 годах ивановским приходом церковной дани платилось 23 алтына 4 деньги. По тем временам это являлось суммой незначительной, следовательно, храм не относился к числу многолюдных.
Храм сильно пострадал во время войны 12-го года
В 1801 году выстроен ныне существующий храм, который по своему архитектурному облику относится к стилю раннего классицизма. А в 1812 году, когда к Москве подошли французские войска, село подверглось разграблению.
В письме от 17 сентября 1812 года генерал-лейтенант князь Голицын писал фельдмаршалу М.И. Кутузову: «Адъютант мой, узнав от мужика, что в 11 верстах от Москвы в селе Ивановском французы грабят, дал знать казакам, кои, дождавшись ночи, на них напали и всех захватили в плен, из которых двух ранили. С нашей стороны никакой потери не было. Пленных 11 человек: 7 прусаков, 3 поляка, 1 француз; при конвое препровождены во Владимир к г. гражданскому губернатору».
Французские мародёры не щадили православных храмов. Об этом, в частности, свидетельствуют поступавшие в Московскую Духовную консисторию рапорты сельских священников Московской округи о готовности к освящению их церквей после отступления французов. Такой рапорт в ноябре 1812 года был подан из ближайшего окружения Ивановского, а именно, из церкви села Никольского. Вероятнее всего общая горькая участь не миновала храма Рождества Иоанна Предтечи, однако, он был приведен в прежний порядок тщанием прихожан.
Некоторое время к храму была приписана церковь Спаса Неруктворного
Около 1842 года внутреннее убранство церкви претерпело значительные изменения. Бригада реставраторов, работавшая здесь в 1979 году, обнаружила, что именно в третьей четверти XIX века была произведена полная запись первоначальной настенной живописи. Изменена композиция и колорит.
На время обновления росписи указывали характер расположения изображений и их подбор. В это же время храмовый иконостас был перекрашен колером типа «слоновая кость» с позолотой отдельных деталей. В таком виде он находился довольно долго, более столетия. К северу от храма на картах XIX века отмечена часовня. Примерно в пятистах метрах к северо-западу от церковной ограды находился Святой колодец.
Вокруг храма образовалось кладбище, на котором хоронили местных жителей. К храму Рождества Иоанна Предтечи некоторое время была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа близлежащего села Губино (Гиреево), построенная в 1718 году князем Иваном Алексеевичем Голицыным.
Храм Иоанна Предтечи оставался духовным центром села
По данным 1859 года Ивановское находилось в Удельном ведомстве. В нём насчитывалось 84 двора и 570 жителей. После отмены крепостного права село отошло к Пехорской волости Московского уезда. В конце XIX века здесь стояло уже 138 дворов, а население насчитывало 654 человека.
Уровень грамотности был невысок, сельчане занимались сельским хозяйством, выращивали картофель, овощи и зерновые. Большинство из них работало на расположенных поблизости небольших частных фабриках, принадлежавших московским купцам.
По переписи 1926 года в Ивановском числилось 1275 человек. В ходе коллективизации в селе был организован колхоз «Вперед», однако значительная часть жителей Ивановского продолжала работать на фабриках Реутова и Перова. Храм оставался духовным центром села, и люди тянулись к нему: даже сельская молодежь после работы собиралась на гулянья под гармошку у восточной ограды церкви.
«Инициативу» военных никто не поддержал
В период тяжелейших в истории Русской Православной Церкви богоборческих гонений храму Рождества Иоанна Предтечи, удалось избежать участи большинства московских церквей. Он никогда не закрывался, хотя попытки сделать это предпринимались не раз. В конце сороковых годов с призывом закрыть и снести храм выступили военнослужащие близлежащей воинской части, дислоцировавшейся на территории нынешнего Терлецкого парка.
Военные ходили по домам местных жителей, пытаясь собрать подписи в поддержку своей «инициативы». Однако одписываться никто не стал, и церковь была сохранена. Весьма вероятно, что вынудили их на это местные власти, которые хотели, таким образом избавиться от «очага религиозного дурмана».
Ивановское оказалось в черте Москвы
В 1960 году Ивановское оказалось в черте Москвы. Новые границы которой были определены московской кольцевой автодорогой. А через одиннадцать лет тут началось массовое жилищное строительство. Деревянные дома сносились. Сельчане переселялись в новые столичные микрорайоны. Очевидцы по сей день с болью в сердце вспоминают, как бульдозерами сносили цветущие вишневые и яблоневые сады, расчищая место под строительную площадку…
На страницах книги «Путешествие по новой Москве» журналист Лев Колодный тогда бодро рапортовал: «Десять лет тому назад бывал я тут (в Ивановском) и видел это большое село, над его избами возвышался каменный храм с колокольней, трапезной в стиле русского классицизма, начала прошлого века. Тогда еще тут было правление совхоза, собиравшееся переезжать за пределы кольцевой дороги, разделившей село пополам.… Вхожу в Ивановское и вижу: теперь его пересекают широкие улицы, где стоят высокие многоэтажные дома Москвы.… Почти все застроено здесь».
Строение, радовавшее глаз
Уцелевший храм Рождества Иоанна Предтечи остался единственным строением, которое радовало глаз на фоне новых высоток.
Вплотную к ограде храма пролегла новая улица Сталеваров. Святой колодец был засыпан. Маленький кладбищенский храм стал единственным местом, куда люди могли придти помолиться.. Есть сведения о том, что в середине XX столетия в храме поочередно служили настоятелями представители одной семьи Романеевых. Священники жили при церкви в небольшом одноэтажном бревенчатом доме, который сохранялся до девяностых годов.
В семидесятых годах Россию посетил служивший в Англии видный православный богослов и вдохновенный проповедник, митрополит Антоний Сурожский. Владыка митрополит приезжал в Ивановское и в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, совершил в храме богослужение.
Реконструкция не изменила целостности
В 1990-1992 году в храме была проведена реконструкция. К колокольне сделаны пристройки, расширена трапезная часть и появилась ризница. Капитальной реконструкции подверглись стены и кровля.
В 1991 году состоялась закладка фундамента нового церковного дома. Рядом со старым бревенчатым срубом – бывшем домом причта, возник целый комплекс из крестильного храма с мраморной купелью и обширного здания. Сейчас в нём разместились классы Воскресной школы и вспомогательные хозяйственные помещения. В церковном дворе появился магазин православной литературы.
Изменился внутренний облик храма Рождества Иоанна Предтечи. На стенах появилась новая роспись. Пол, прежде крытый плитами желто-серого песчаника, выстлан серым гранитом. Старые окна и двери в нем сменили на новые, герметичные, налажена современная вентиляция и теплоснабжение.
Сейчас этот храм, как столетия ранее, всегда наполнен прихожанами. А в 2000 году к церкви приписали Храм иконы Божией Матери в Перове. Также к храму приписана часовня Святителя Луки, архиепископа Крымского (Войно-Ясенецкого) при Городской клинической больнице № 60.
Публикация по теме: «Покровский собор на Измайловском острове считался самым грандиозным сооружением в Москве»
Наталья Швец
Фото: patriarchia.ru