Офорты Франциска Гойи и рисунки Сергея Эйзенштейна увидели в Центре современного искусства «Гараж» на Крымском валу посетители дневного отделения ТЦСО «Сокольники».
Во время экскурсии они с интересом осмотрели экспозицию «Свидетельства», где впервые на широкую публику былм выставлены сорок девять офортов испанского художника Франсиско Гойи из собрания Государственного центрального музея современной истории России; сорок три никогда ранее не выставлявшихся рисунка советского режиссера театра и кино Сергея Эйзенштейна из Российского государственного архива литературы и искусства, а также более тридцати крупноформатных рисунков Роберта Лонго, созданных им в течение последних пяти лет и предоставленных различными международными собраниями. Выставка позволила пожилым людям, любителям искусства проникнуться уникальным ви́дением трех художников, выразивших общественные, культурные и политические проблемы своего времени.
Будучи представителями разных эпох и живя на разных континентах, художники стали свидетелями бурной смены времен, пережив хаос революции, гражданских волнений и войн. Несмотря на то, что Гойя служил церкви и испанскому королю, Эйзенштейн — государству, а Лонго появился на художественной сцене в период господства современных моделей арт-рынка, признание каждому принесла независимая художественная практика, бросающая вызов ожиданиям и запросам общества.
В поисках новаторских техник и технологий герои «Свидетельств» обращались к различным медиа — от традиционной живописи и гравюры до скульптуры, кино и перформанса, но основным инструментом визуализации идеи для каждого из них всегда оставался рисунок. С помощью черно-белого языка и лаконичных графических средств художники раскрывают сложные взаимоотношения между властью и обществом, выходя за рамки документального повествования для создания эмоционально-психологических образов своих героев.
Организованная главным куратором «Гаража» Кейт Фаул совместно с Робертом Лонго, выставка является результатом долгих бесед и отражает давнее увлечение Лонго работами Эйзенштейна и Гойи.
Подобные выставки, на которых люди старшего поколения знакомятся с художниками различных эпох, позволяет им попытаться понять сегодняшнюю действительность и язык этого времени.
Ксения Чупкина
Фото — УСЗН ВАО, фейсбук