С джаджурской девушкой предлагают познакомиться на выставке в Музее Народного лубка
С джаджурской девушкой Анаит Кикинян предлагают познакомиться на выставке в Музее Народного лубка (Союзный проспект, дом 15а, район Новогиреево). Мероприятие продлится до 3 февраля.
Тридцать лет назад в Армении случилась катастрофа – Спитакское землетрясение, унесшее тысячи жизней и разрушившее десятки селений. Город Спитак был стёрт с лица земли. И по сей день он не восстановлен. Среди очевидцев этой трагедии оказалась и Анаит Кикинян, уроженка села Джаджур, которое находится между Спитаком и Гюмри (бывш. Ленинакан). Землетрясение застало Анаит Кикинян в Гюмри. По счастью, она осталась жива. Последние сведения о ней обрывочны: она лечилась в Ленинграде со своим ребенком. О дальнейшей её судьбе ничего неизвестно.
В 2006 году в Музее наивного искусства в Москве прошла выставка работ Анаит Кикинян, которая называлась «Незнакомка из Спитака». Но, к сожалению, и тогда не нашлось дополнительных сведений об Анаит.
В Музее русского лубка и наивного искусства на данный момент хранится 53 работы художницы. Большая часть из них представлена на выставке.
Анаит сразу после окончания школы поступила в ЗНУИ, через который прошли многие выдающиеся художники наивной живописи СССР и России. У Анаит, тогда ещё Серобян, была вполне практическая цель – стать художником-оформителем. Она совсем не походила на соучеников-земляков, тяготевших к студийной живописи. Из дня сегодняшнего можно усмотреть влияние её знаменитого земляка, джаджурца Минаса Аветисяна.
На её картинах редко встретишь одинокую фигуру
Все картины датированы серединой и концом 80-х, годами учёбы. На них редко можно встретить одинокую фигуру. Часто это пара девушек, иногда сестёр, занятых простыми делами, домашними хлопотами. Они пекут лаваш, собирают яблоки, гуляют, ухаживают за живностью. Небольшая часть её работ посвящена вере: «Дорога к храму», «У храма», «Рождество».
Простые по сюжету и композиции и очень смелые по исполнению, насыщенные жизнью картины Анаит Кикинян не могут оставить равнодушным. А как она решительно кладет краски на своих лучших полотнах – «Армянки. Две сестры», «Сбор яблок», «Портрет Асмик Карапетян»!
Увидев в Анаит несомненные способности и стремясь не навредить академической школой, с ней работал художник Евгений Золотарёв. Он сам, проникнувшись армянской культурой, написал большой цикл стихов об Армении. Казалось, всё только в самом начале пути и может развиваться в ту или иную сторону, но вмешалась сама природа…
Ксения Чупкина
Фото: сайт Музея Народного лубка