Василий Корень в галерее Арт-Измайлово

василий корень

Василий Корень и другие художники-наивисты представлены в АРТ-Измайлово

василий корень

Галерея «АРТ-Измайлово» открыла новую экспозицию «Василий Корень и все-все-все». Галерейщики постарались наглядно показать, в чём сходство и различие лубка и образцов наивного искусства.

 

     Представляя выставку «Василий Корень и все-все-все», организаторы подчёркивают, что она является попыткой ответить на вопрос о характере сходства между наивным искусством и русской народной картинкой. Что связывает эти два феномена культуры? В чём заключаются принципиальные различия между ними?

   Открывает экспозицию монументальное произведение древнерусского искусства – Библия, которую создал в конце XVII века Василий Корень. Её ещё называют Библией для бедных. Издание предназначалось для людей, не умеющих читать и писать. Оно наглядно иллюстрировало библейскую историю и помогало понять главные богословские догматы. При создании своей Библии в картинках художник, скорее всего, ориентировался на аналогичные западные издания «Библии бедняков».

     Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями и состоит из двух частей. Двадцать первых листов соотносятся с первыми четырьмя главами Книги Бытия, шестнадцать последних – с Апокалипсисом. То есть содержание книги – это сотворение мира и конец света. Этот сюжет не случаен, он тесно связан с темами, волнующими умы русского человека XVII столетия. Здесь и размышления о судьбах мира, о боге и человеке, недоверие к учению Коперника. В то же время присутствуют и апокалиптические настроения раскольников и интерес к грешной человеческой душе.

    Из-за наличия неканоничных изображений Бога тираж Библии Кореня был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) хранится в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В конце 1980-х годов художник-график, основоположник современного лубка, монументалист Виктор Пензин выполнил копии с оригинала. При этом он изменил традиционную технику. Вместо гравюры на дереве мастер выполнил гравюру на линолеуме и сделал раскраску современными красками. Однако копии в полной мере передают дух оригинала.

Все-все-все

    Во второй части экспозиции представлены лубочные листы XIX века и скульптура наивных мастеров ХХ века из фондов музея. Это работы М.Д. Королёва, В.А. Дмитриева, В.Н. Зазнобина, М.Б. Когута и других. Экспонаты подобраны таким образом, чтобы дать возможность проследить иконографические параллели и общность пластических решений. Вместе с тем, сконцентрированные в одном пространстве памятники наглядно демонстрируют всё многообразие принципиальных различий между лубком и наивом.

    Сами галеристы видят эти различия в следующем: «Главное отличие: лубок – это тиражная печатная графика, изготовленная по определенному художественному канону анонимными мастерами. Наивное искусство – индивидуальное авторское высказывание, созданное без оглядки на художественную традицию в совершенно разных техниках и жанрах».
Все остальные сходства и различия галеристы предлагают зрителю попытаться отыскать самостоятельно. Своими соображениями на этот счёт каждый сможет поделиться в книге отзывов.

   Выставка открыта до 11 февраля 2018 года. Адрес: Измайловский бульвар, дом 30
Телефон для справок: 8(499)367-45-81

 

василий корень василий корень василий корень василий корень

Елена Пицына
Фото: архив галереи