Веер вместо чёток

веер
Илья Репин. Монахиня. 1878. ГТГ

Веер вместо чёток увидели искусствоведы после проведения рентген анализа полотна «Монахиня» Ильи Репина, датированного 1878 годом. Но это было не единственным открытием. Оказалось, что при создании картины художнику позировала девушка в светлом бальном платье…

Искусствоведы не скрывали своего удивления: как светская женщина оказалась в чёрном монашеском наряде? Хотя многие уже давно замечали, что лицо девушки и её строгий монашеский наряд явно не соответствуют друг другу. По крайней мере, смиренной монахиней её вряд ли можно назвать… Также исследователи обратили внимание, что девушка очень похожа на Софью Алексеевну Репину, жену брата художника Василия.

Семья

Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Илья Репин жил по соседству с семьей архитектора Алексея Ивановича Шевцова. Старший сын архитектора Александр был товарищем Репина по рисовальной школе. Будущий живописец часто бывал в гостях у Шевцовых и даже увлёкся старшей дочерью архитектора — Софьей. Однако неожиданно для всех в 1872 году Илья Ефимович женится на младшей — совсем юной Верочке.

Поначалу этот брак казался идеальным для всех. Вера обустраивала быт, терпеливо сносила отсутствие денег, измены мужа и исправно рожала детей. Их в семье Репиных было четверо — Вера, Надежда, Юрий и Татьяна. Однако вскоре все стали замечать, супруга редко принимает участие в дружеских посиделках и предпочитает уединяться в дальних комнатах… Друг семьи, писатель Корней Чуковский считал, что всё это шло от «некультурности». Скорее всего, недостаток интереса к творчеству и личности Ильи Ефимовича и послужил причиной развода.

Расставшись в 1887 году, супруги поделили детей: старшие дочери остались с отцом, сын и младшая дочь уехали с матерью. Вера Алексеевна с детьми жила в основном в Петербурге, на лето переезжая в имение Здравнево, принадлежавшее Репину. Художник постоянно переписывался с близкими, помогал им финансово, всегда был в курсе значимых событий.

Позднее, уже после смерти матери в декабре 1917 года, повзрослевшие дети объединились в отцовском имении Пенаты (ставшем после революции финским Куоккале)….

Веер вместо чёток

Сестра Веры Софья Шевцова и Илья Репин сохранили хорошие отношения. Тем более, что она стала женой его родного брата Василия, студента петербургской консерватории. Илья не раз писал портреты Софьи Алексеевны. Один, например, хранится в Киевском национальном музее русского искусства.

В мемуарах племянницы жены художника Людмилы Шевцовой-Споре имеется любопытная история. Оказывается, художник писал очередной портрет свояченицы. Молодая женщина позировала живописцу в светлом бальном платье. Но во время одного из сеансов Софья и Илья крепко разругались. И художник, будучи эмоционально неуравновешенным и вспыльчивым человеком, со злости превратил нарядную модель в строгую монашенку. Под чёрный клобук спрятал пышную прическу, монашеское одеяние скрыло бальное кружевное платье. А веер превратился в чётки… Рентгеновские лучи показали, Репин переписал портрет, даже не снимая старую краску.

Реакция Софьи на поступок художника неизвестна. Тайной осталось и то, знал ли секрет портрета Павел Третьяков, приобретая его для своей коллекции.

Скорее всего картина «Монахиня», написанная в 1878 году, стала маленькой местью художника. Только вот за что он мстил бывшей возлюбленной, ставшей женой брата, уже никто не скажет… Зато мы имеем замечательную картину, которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Настоящая «Монахиня»

Кстати, живописец всегда с уважением относился к библейским сюжетам и к религии в целом. В 1887 году он напишет ещё один портрет служительницы церкви. И назовет его также, как и предыдущий — «Монахиня». Только в отличие от первой картины, художник представит настоящий облик послушницы. Причём, изображена она будет в таком же ракурсе.

Считается, что на втором портрете двоюродная сестра Репина Эмилия. Она была монахиней женского монастыря, в постриге принявшая имя Евпраксия. Эту картину также можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

веер
И.Е. Репин. Картина «Монахиня». 1878 г. и её рентгенограмма
веер
«Портрет Софьи Алексеевны Репиной-Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. / И.Е. Репин. «Монахиня». 1878. Государственная Третьяковская галерея
И.Е. Репин. «Монахиня», 1887. Киевский национальный музей русского искусства

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Самая незначительная персона в династии Романовых Пётр II на полотне Каравака