Волшебство узора дарит возможность познакомиться с вышивками
Музей-усадьба «Архангельское» и московские коллекционеры Оксана Григорьева и Константин Журомский приглашают на выставку «Волшебство узора«. Экспозиция подарит зрителям уникальную возможность познакомиться с западноевропейскими рисунками для вышивания XIX века и выполненными по ним декоративными вышивками.
Несмотря на массовое производство, рисунки для вышивания берегли и передавали по наследству. Многие из них имеют следы укрепления основы, реставрации самыми разными способами. Все это говорит о том, как высоко во все времена ценили вышивальщицы эти хрупкие образцы схем.
Представленные на выставке рисунки в зарубежной историографии принято называть»Berlin Woolwork Рatterns», т.е. «образцы для берлинской вышивки шерстью».
Такое название они получили по месту их массового производства – Берлину – и самой распространенной форме их применения – модной, начиная со второй трети XIX века, вышивке шерстью по канве в технике счетного креста, полукреста, гобеленового шва.
Принято считать, что первые рисунки для «берлинской вышивки» были изданы в 1804–1805 годы. Изготавливались они в технике офорта и раскрашивались вручную в соответствии с условными символами, которыми обозначались все цвета и оттенки. Впоследствии трудоемкий процесс упростили, перейдя к раскрашиванию по шаблону и к типографским способам печати. Основными центрами производства схем являлись Берлин и Вена.
Сюжеты рисунков для «берлинской вышивки» были самыми разнообразными. На ранних образцах часто встречаются аллегорические сцены, герои античных мифов, сценки в духе «шинуазри», эмблемы любви и дружбы: храмы, обелиски, урны, амуры, романтические руины…
Им на смену пришли турки, арабы, охотничьи и жанровые сцены, представители разных регионов Европы в национальных костюмах. Жители Российской империи также не были обделены вниманием вышивальщиц: так называемые «русские типы» много раз повторялись в изделиях рукодельниц. Издатели образцов для вышивания охотно переводили в схемы картины художников XIX века, популярные гравюры и книжные иллюстрации.
Массовое увлечение этим видом рукоделия в литературе конца XIX–начала XX веков называли «сумасшествием».
Аглая Титанова
Фото: сайт музея-усадьбы Архангельское