«Миры гравюры на металле» показывают в Третьяковской галерее

Мир гравюры
Фото: архив информационного агентства Регнум

В Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке проходит выставка «Миры гравюры на металле», продолжающая серию показов произведений, выполненных в различных видах гравировального искусства.

Первая выставка из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Материалы и техники гравюры», проходившая в 2015–2016 годах, была посвящена гравюре на дереве. Нынешний проект ознакомит зрителя с техниками глубокой печати, расскажет как об известных произведениях из собрания галереи, давно ставших классикой, так и о листах, которые экспонируются впервые.

Гравюра на металле включает в себя обширный и разнообразный круг гравюрных техник. Общим для них является то, что создание печатных форм происходит нанесением на металлические пластины — доски (традиционно медные, с ХХ века — цинковые, реже используются латунь, железо, сталь, алюминий и даже пластик) рисунка в виде углубленных в металл линий, штрихов, царапин и шероховатостей.

Другим объединяющим эти техники признаком является способ получения конечного результата — отпечатка с гравированной доски (эстампа) при помощи специального металлографского (офортного) станка: под его давлением изображение оттискивается на бумагу из заполненных краской углублений печатной формы.

В гравюре на металле больше технических разновидностей, чем в любой другой графической технике. Нанесение на металлическую доску изображения может осуществляться исключительно механически, при помощи металлических инструментов (резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла) или с участием химического травления — офортом.

В широком смысле офорт — это группа техник, в которых углублённое изображение на металле получается в результате травления кислотой рисунка, нанесённого на поверхность покрытой кислотоупорным лаком металлической доски.

Термин восходит к названию азотной кислоты (от фр. eau-forte — крепкая вода), которая чаще всего используется в травильных растворах. Этот травленый штрих (он же — игловой офорт, именно его в обиходе часто называют офортом), лавис, акватинта, мягкий лак.

Ксения Чупкина

Публикация по теме: «Без кота и жизнь не та» — выставка на кошачью тематику