Юрий Кугач — один их патриархов русской школы живописи

юрий кугач

Юрий Петрович Кугач (1917-2013) – художник, наш современник, который писал в основном пейзажи и жанровые сцены, воспевая деревню. Его по праву считают одним из патриархов русской школы живописи, продолжателем идей Грабаря и Герасимова. Присмотримся к картине «Перед танцами», которую Юрий Кугач создал в 1961 году. Он изобразил сельский клуб, в котором намечается танцевальный вечер. На лавке стоит приготовленная для игры гармонь, а в уголочке сидят девушки в красивых платьях…

Младшей из них лет двенадцать, не более. Скорее всего, она отправилась на танцы самостоятельно. А может быть со старшей сестрой, которая взяла её с собой в клуб.

Глядя на эту картину, невольно вспоминаю рассказ своей мамы, как она в молодости собиралась на танцы в парк, а младшая сестрёнка, ей тогда было лет восемь, всегда увязывалась за ней, требуя погладить самое лучшее платье…

Изображённые на полотне девушки тоже нарядно одеты. Платья на всех разные, возможно, на ком-то сшитое своими руками. Одна потупила взор, другие явно на кого-то смотрят. Лучше всех выглядит девушка в светлом. Она вся просто светится от счастья в ожидании весёлого вечера. А за окном маячат головы парней. Сейчас они войдут в зал, гармонист растянет меха и закружат пары в танце, зазвучит смех…

Патриарх русской живописи

Народного художника СССР, выдающегося советского и российского живописца Юрия Петровича Кугача справедливо называют одним их патриархов русской школы живописи.

Всю свою творческую жизнь Кугач работал над пейзажами, воспевая красоту родной природы, и жанровыми полотнами. Его многочисленные картины отличаются особой душевной проникновенностью, эмоциональной глубиной и правдивостью.

Сам он говорил о своей работе так: «Язык искусства должен быть прекрасен, как прекрасна жизнь… Красота создана природой задолго до человека и задача художника благоговейно передать её зрителю… Искусство в том и состоит, чтобы при помощи образа знакомой, понятной действительности вызвать у зрителя вспышку чувств, которые становятся причиной возникновения глубоких мыслей. В этом вся суть искусства».

Начало

Юрий Кугач родился 8 марта 1917 года в Суздале, в простой рабочей семье. Рисовать начал в семь лет, причём, делал это всегда: дома в свободное время, в школе на переменках и после уроков…

Родители очень удивлялись, ведь у них в семье художников не было. Однако не препятствовали увлечению, в полной уверенности, что с возрастом все пройдёт. Однако сын продолжал рисовать и твёрдо решил стать художником.

В 1931 году, окончив семилетку, Юрий Кугач отправляется в столицу, где поступает в Московский техникум «ИЗО» имени 1905 года. Его учителями становится известные живописцы Константин Феофанович Морозов и Николай Петрович Крымов, хорошо знавший Илью Репина и Константина Коровина.

Именно Крымов, сам представлявший собой целую школу в живописи, умел «ставить» глаз у своих учеников, приучал их работать на пленэре, постоянно повторяя при этом, что «кроме школ и знаний важно писать, как видишь сам».

Затем была учёба в Московском государственном художественном институте им. Сурикова в мастерской у известнейшего русского и советского живописца, реставратора, искусствоведа и теоретика искусства Игоря Грабаря, а также замечательного советского живописца, педагога, будущего доктора искусствоведения, профессора и директора МГХИ им. Сурикова Сергея Герасимова.

В 1939 году Юрий Кугач вместе с Василием Нечитайло пишет картину для Всесоюзной выставки «Юбилей сельской учительницы», встреченную публикой довольно благосклонно. А в 1942 году он защищает дипломную работу – картину «Казнь партизан», после чего его зачисляют в аспирантуру.

В 1944 году Кугач вступает в Союз художников СССР и, как говорил сам автор, «с этого времени вся жизнь стала идти от картины к картине и от выставки к выставке».

Интерес к истории России

Ещё во время учёбы институте Кугач начинает интересоваться историей России и создаёт цикл произведений на данную тематику. В них входят «Въезд посольства в Москву в XVII веке», «Москва XVII века», «Войско Дмитрия Донского», «Московская улица XVII века».

Постепенно историческая тематика приводят молодого художника к более тесному, детальному знакомству с национальным бытом, русской стариной, русскими традициями и становится частью его творчества. Поэтому после войны он преимущественно пишет на две темы. Первая –  историческая, связанная с изучением русской культуры, и развивавшаяся под влиянием искусства Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) и Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Вторая –  современная, отражавшая события войны и послевоенных лет.

В залах Третьяковки можно увидеть его триптих «За Отчизну». Там рассказывается об исторических событиях на Руси 1380 года – великой Куликовской битве, когда русское войско сошлось с монголо-татарским войском хана Мамая. В центре полотна изображён воин в кольчуге и шлеме, крепко держащий на руках маленькую босую девочку в синем платочке. За воином, вооружившись, стоит вся деревня, невиданное количество крестьянских мужиков с поднятыми вверх копьями…

После войны Кугач создал картину «Летом 1941 года. Наши солдаты». На ней бойцы Красной армии в только что освобождённой деревне пьют воду из крынки, поданной бабушкой в белом платочке. Затем он написал жёсткую по композиции и лаконичную по цвету «Клятву бойцов» (1947).

В 1945-1950 гг. из-под его кисти выходит картина «Великому Сталину слава!» А вскоре его творчество получило высокую оценку. Художнику присуждают Сталинскую премию за серию картин о возрождении советской деревни и жизни людей труда: «У плотины», «Первое мая» (1952 г., Челябинская ОКГ), «На дорогах войны», «Накануне праздника», «В праздник. В выходной день» (1949).

В последующие десятилетия главной темой в творчестве Кугача становится деревенская. И полотно «Перед танцами» (1961) из этой серии работ.

Жизнь в деревне

В 1950 году Юрий Петрович вместе с семьей переезжает в деревню Малый Городок Тверской области. Это место становится его второй родиной и источником вдохновения. Теперь на его полотнах можно увидеть живописные окрестности деревни и реки Мста…

Большая часть творческого наследия художника показывает добротные крестьянские дома с нехитрой утварью и классической деревенской обстановкой: «Селькор», «К весне» (1962), «Свадьба», «В субботу» (1964), «В семье. Первые шаги» (1969), «Хозяйка» (1970), «Подшивает валенки» (1983), «Бабушка Иринья»… Все они написаны с большой любовью и реалистичностью.

Поздравление от президента

В марте 2007 года с девяностолетием художника поздравил президент России Владимир Путин. Он прислал поздравительную телеграмму: «Уважаемый Юрий Петрович! Поздравляю Вас с юбилеем – 90-летием со дня рождения! Ваше творчество по праву признают достоянием отечественной и мировой культуры, а Вас — хранителем традиций национальной школы живописи. Настоящий Мастер, бесконечно преданный своему делу, высоким художественным принципам и идеалам, вы одинаково свободно чувствуете себя в разных жанрах. Созданные Вами полотна поражают глубиной и выразительностью… Успехов Вам, вдохновения и всего самого доброго».

Юрия Петровича Кугача не стало в 2013. Но с нами остались его работы. Картины мэтра русской реалистической живописи находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее, в Киевском музее русского искусства, в художественных музеях Нижнего Новгорода, Ростова, Таганрога, Саратова, Харькова, Львова и других собраниях.

При подготовке публикации использовались материалы сайта Студия-И, Болгородского художественного музея, газеты «Культура» от 23 марта 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: «Дочь чабана» Третьяковка приобрела у Семёна Чуйкова после успеха в Брюсселе