Земство на полотне Мясоедова обедает соответственно своему социальному положению
Картина Григория Мясоедова «Земство обедает», написанная в 1872 году, стала его визитной карточкой. Ведь в ней отражена реальная жизнь России после реформ, проведённых в 60-е годы XIX столетия. Именно тогда в стране стали формироваться выборные органы местного самоуправления, так называемые земства. В них избирались и крестьяне. Однако из-за высокого имущественного ценза их число было незначительно. Любопытный факт: довольно часто крестьяне доверяли представительство своих интересов помещикам. На тот момент наделение землёй бывших крепостных в губернии было не окончено. Там, где оно предстояло, крестьяне хотели как–то «подмаслить» барина бесплатным для себя способом.
Картина Мясоедова «Земство обедает» считается одним из лучших произведений этого художника и одним из характернейших образцов искусства передвижников вообще. На картине изображено крыльцо небольшого дома уездного собрания и расположившиеся в его тени пообедать крестьянские представители земства. В открытое окно видно как лакей перетирает тарелки и откупоривает бутылки для обеда господ–земцев. Зорким глазом художника-реалиста Мясоедов выхватил из широкого потока жизни именно ту сцену, в которой необычайно выпукло выступила наружу «благодетельность» для народа нового строя, вырастающего из крепостнического.
Маловнимательные искусствоведы склонны считать, что на картине изображены крестьяне, пришедшие с какими–то просьбами в земство, но заставшие время обеда. Обед земцев обставлен солидно, а бедные мужики вынуждены удовлетворяться хлебом и луком. Признаться, так думала и я. Изображённый в окне слуга, протирающий посуду, только подтверждал эту версию. Но оказалось несколько иначе.
Народ обедает соответственно своему социальному положению
На картине «Земство обедает», написанной в 1872 году, художник Григорий Мясоедов, который, кстати, сам был помещиком Новосильского уезда Тульской губернии, изобразил положение членов земской управы простым сюжетным ходом.
Его земство обедает (настоящее название картины — «Уездное земское собрание в обеденное время») соответственно своему социальному положению. На земле расположились крестьяне, обед которых — кусок хлеба да лук. Двое одеты в синие полосатые штаны и сапоги. На одном голубая рубашка, на другом — алая, что говорит о их благосостоянии. Дело в том, что в те времена синтетические красители, окрашивающие ткани в яркие цвета, были редкостью. Яркая одежда, особенно спящего крестьянина, несомненно окрашена дорогой импортной новинкой.
Обувь и одежда исправна, на ногах хорошие сапоги. Ещё один участник обеда набросил хороший полушубок, хотя на улице явно не холодно. У стоящего мужика с полосатой сумкой аккуратно подбритая и подстриженная эспаньолка. Явно модник… Вывод напрашивается сам собой — крестьян в земстве представляют вполне обеспеченные люди. Так что скудность обеда крестьян, изображённых Мясоедовым, объясняется вовсе не бедностью.
Над головами обедающих на свежем воздухе, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства. По всей видимости, его привёз кто-то из помещиков—заседателей. Сам Мясоедов не делает на этой детали особо акцента. Он просто показывает бытовую сцену, а выводы предлагает сделать зрителю.
Крестьяне не показывают своей бедности
Словом, очевидно, что крестьяне не показывают никаких признаков притеснения. Их никто не выгонял с барского обеда. Он им просто не интересен, у них другие привычки и обычаи.
Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю. Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Мужики выглядят скорее осоловевшими, чем возбуждёнными от дискуссий на важные для них темы. Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании!
Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие. Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины.
Что такое земство
Произведение Мясоедова актуально и на сегодняшний день. Хотя бы потому, что выборы для нас стали делом привычным. Совсем недавно прошли выборы в органы местного самоуправления – муниципальные Советы депутатов. С некоторыми оговорками земство можно назвать их отдалённым прообразом. Поэтому было интересно узнать, как работали выборные органы прежде. Поиск в интернете сведений о Новосильском собрании, куда входило 39 человек, позволил узнать и иные факты.
Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.
При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги. Кроме того, дороги крестьяне чинили сами в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году.
Система здравоохранения состояла из 2 врачей, 8 фельдшеров и больнички на 20 кроватей. Образования и вовсе не было. Земство платило мизерную дотацию в 6000 руб. суммарно всем содержателям школ и не имело понятия, сколько всего в уезде учебных заведений. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 руб. в год. Земская ветеринария просто отсутствовала.
Годовой бюджет Новосильского земства составлял 48 тыс. руб. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо понимать, что его сумма была равна годовому жалованию управляющего железной дорогой или коммерческим банком. С крестьян собирали только 22 тыс., что составляло около 20 копеек в год с человека.
В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.
Прежде всего оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска, за что получило компенсацию. За постой и лошадей для разъездов полиции, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда, денег не бралось.
Выборы по сословиям
Земства Тульской губернии были открыты в 1865 году одновременно с 33 другими губерниями Центральной и Южной России. Эти органы местного общественного самоуправления существовали на двух уровнях — губернском и уездном. Уездное земство состояло из периодически собираемого земского собрания, выборных членов которого называли гласными, и постоянно действующей управы из председателя и 4 членов.
Собрание выбиралось по сословиям. Новосильские помещики, имевшие более 200 десятин (215 га), собирались на общий съезд и выбирали 17 гласных. Горожане с высоким имущественным цензом (на практике домовладельцы с крупными домами и купцы 1-й гильдии) на своем собрании выбирали 2 гласных. Крестьяне выбирали на 35 волостных сходах выборщиков, а те на своём съезде выбирали ещё 18 гласных.
Кроме того, в собрании по должности участвовали уездный предводитель дворянства (он был председателем) и городской голова. Итого у крестьян (а их было 96 тысяч, то есть 14–16 тысяч домохозяйств) было 18 голосов из 39, а у дворян (около 80 семей помещиков) — тоже 18 голосов. Несостоятельные горожане не были представлены в собрании вообще.
Собрание проводилось один раз в году. В Новосиле его устраивали в конце сентября, а не в декабре, как то было в большинстве других земств. Для крестьян это было очень удобно. Обычно на зиму многие крестьяне уходили из деревни и находили временную работу в городе.
Зарплата была только у управы, председатель получал 700 рублей в год, члены — по 600. Земским врачам в то время платили 1000, бухгалтеру управы — 330, писцам по 200. Губернатор получал 10000, профессор — 3000, учитель гимназии — 1300. В земствах, за редчайшими исключениями, не воровали. Так что обедающие дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Обед и участие в собрании для всех его участников был чистым расходом денег.
История сохранила имена членов собрания
На картине Мясоедова земство занимает наёмный купеческий дом. Известно, что свой дом оно начнет строить только на следующий год. Все не могли поместиться даже в самую большую из его комнат. Земство было так бедно, что располагало только 2 креслами и 10 стульями. Стулья к собранию приходилось брать у соседей, скорее всего в трактире. Так что обедающие в здании дворяне сидят на разношерстной сборной мебели и в страшной тесноте. Кто–то из помещиков побогаче привёз своего повара, которого мы видим на картине, и им хотя бы досталась вкусная еда.
Обед в земстве оплачивался вскладчину. По этой причине гласные–крестьяне не посчитали необходимым тратиться на ненужный обед с дворянами, а спокойно ожидают его окончания на улице.
Известны имена некоторых членов Новосильского земства. Это четыре представителя старой дворянской семьи Сухотиных, имеющей в обеих столицах большие светские и литературные связи. Председатель собрания, штабс–ротмистр в отставке Алексей Михайлович — приятель и постоянный корреспондент Ивана Тургенева. Его брат Сергей — чиновник московского дворцового ведомства — знакомец и сослуживец по Севастополю Льва Толстого. Сын чиновника, тоже Сергей, в дальнейшем станет зятем писателя.
В будущем история ухода жены Сергея Сухотина к новосильскому же помещику Лодыженскому станет источником сюжета «Анны Карениной». Один из помещиков Лодыженских был членом управы.
Какое наследие оставил художник
Картина «Земство обедает» была выставлена на II выставке художников-передвижников и привлекла внимание Павла Третьякова, который и приобрёл её для своей коллекции.
Григорий Мясоедов написал много пейзажей, преимущественно крымских. Надо сказать, что избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны, но все необычайно живописны и гармоничны. Изредка он пишет и портреты, в этом списке значится Николай Бекетов, Иван Шишкин. Однако этот жанр занимает небольшое место в деятельности Мясоедова.
Писал художник и на религиозные темы, и незадолго до смерти собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ знатоки особо выделяют картину «Сам с собою, или Игра в шахматы».
Интересный факт. На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.
Наталья Швец
Репродукция к картине Григоря Мясоедова «Земство обедает»
Публикация по теме: «Московский дворик стала самой известной картиной Василия Поленова, изменив его взгляд на живопись«.